аналитика

«Рейтинг потенциала регионов» ДвФО РФ

Эксперты Центра развития региональной политики (ЦРРП) подготовили первый «Рейтинг потенциала регионов». В качестве пилотного проекта, был выбран Дальневосточный федеральный округ, обладающим наиболее мощным, но не раскрытым потенциалом.

22 Января 2018 00:44:36
автор: Павел Грин

Эксперты Центра развития региональной политики (ЦРРП) подготовили первый «Рейтинг потенциала регионов». В качестве пилотного проекта, был выбран Дальневосточный федеральный округ, обладающим наиболее мощным, но не раскрытым потенциалом.

Регион

Инфраструктурные проекты

Ресурсодобыващие проекты

Транспортные проекты

Туристические проекты

Итог

Рейтинг

1.

Камчатский край

24

21

22

23

90

A+

2.

Приморский край

22

20

23

24

89

A+

3.

Хабаровский край

18

19

20

20

77

A

4.

Сахалинская область

20

20

18

18

76

A

5.

Амурская область

18

10

20

15

63

B

6.

Республика Якутия

17

15

15

14

62

B

7.

Магаданская область

18

10

11

10

49

C+

8.

Еврейская Автономная область

17

9

8

2

36

C

9.

Чукотский автономный округ

12

9

9

3

33

C

«Рейтинг потенциала регионов» - это попытка оценить инвестиционную привлекательность территории, эффективность и вовлеченность в процесс развития региональных властей, сравнить субъекты дифференциально, опираясь не столько на интегральные показатели, сколько на прогнозы динамических изменений.

Восстановление Севморпути в качестве приоритетной задачи транспортной стратегии России – вызвал бурный интерес со стороны инвесторов в отношении к регионам ДвФО, попадающих в зону развития проекта. «Наша магистральная задача — повысить привлекательность Дальнего Востока», - заявил ранее Президент РФ Владимир Путин, выступая на Восточном экономическом форуме, -  «мы в ходе форума занимаемся большим макрорегионом Дальнего Востока. Но не менее важно, что происходит в каждом конкретном субъекте РФ, дальневосточном – в первую очередь», - отметил он. В это связи, эксперты, руководствуясь поручением Президента, занимаются исследованием проблематик региона ДвФО.

Составителями «Рейтинга потенциала регионов» изучены реализуемые меры по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата, взаимодействие органов власти и бизнес-сообщества, работа институтов развития, работа режимов «Территорий опережающего развития» (ТОР), перспективы экспортно-ориентированного сектора экономики (включая потенциал развития Северного Морского Пути и перспективы транспортировки СПГ), развитие предпринимательства на муниципальном уровне и т.д.

«Потенциал - это совокупность всех имеющихся в федеральном округе возможностей, средств, а в широком смысле – это «запасные» средства региона», - отметил генеральный директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков, - «на наш взгляд именно Дальний Восток обладает такими нераскрытыми ресурсами». По его словам, в это число входят как крупные инфраструктурные проекты, вроде глубоководных портов, межконтинентальных тоннелей, терминалов и логистических центров, объекты добычи полезных ископаемых, продовольственные ресурсы – рыбы, морепродуктов, сельхозпродукции, так и объекты сферы туризма и малого бизнеса. «Именно поэтому мы ранжировали регионы в рамках их потенциала, для дальнейшего мониторинга динамики развития и помощи в оценке их инвестиционной привлекательности», - говорит Илья Гращенков.

Высокий потенциал

Регион с наиболее высоким потенциалом – Камчатский край. Развитие Севморпути открывает для Камчатки широкие возможности по развитию инфраструктурных и транспортных проектов. Порт на Камчатке станет ключевым в рамках проекта «НОВАТЭК» по СПГ. Правительство Камчатского края в конце 2017 года подписало соглашение о строительстве в регионе терминала по перевалке сжиженного природного газа. Порт станет главной базой по перевозке российского СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но не только СПГ, планируется развитие и других перевозок между Европой и странами АТР, поэтому сегодня в Камчатку готовы инвестировать все, от США и ЕС до КНР и других стран Азии и Востока. С развитием проектов, появятся новые рабочие места, дороги. По СМП пройдет большая часть дальневосточных лососевых, будут реализованы многочисленные проекты по разведению и добыче рыбы и морепродуктов. Кроме того, Камчатка – обладает колоссальным туристическим потенциалом, который можно будет раскрыть в рамках реализации иных проектов, при помощи строительства дорожной сети, аэропорта и т.д.  

Приморский край – безусловный лидер экономики ДвФО. Именно поэтому, потенциал развития региона чуть ниже, так как емкость рынка для новых проектов - ограничена. В части добычи ресурсов, прежде всего рыбы, Приморье лидирует, но вместе с тем, инвестиционная привлекательность данного сектора снижается. Что же касается туризма, то, безусловно, Приморье входит в число лидеров развития отрасли, но уступает Камчатскому краю в части заповедных и неосвоенных территорий. Приморье по-прежнему лидер по части инфраструктурных проектов и их инвестиционной привлекательности, например дальневосточная верфь «Звезда» позволит решить ряд проблем отечественного судостроения. Это проект мирового уровня, что позволит стимулировать судостроение и после ввода в эксплуатацию придаст дополнительный импульс развитию всего Дальнего Востока. Развивая судостроительный кластер, заводы получат дополнительные заказы, появятся новые предприятия, производства, рабочие места с высокой долей высокотехнологичного производства. Впервые за долгие годы, мир в политической жизни Приморья, врио губернатора Андрей Тарасенко сумел добиться хороших отношений со всеми политическими элитами края. Избран новый мэр Владивостока, что сулит стабильное управление в городе. Формируется новое краевое правительство, куда войдут представители почти всех финансовых групп региона.

Тройку лидеров по наиболее высокому потенциалу развития замыкает Хабаровский край. Для региональной экономики перевозка рыбы по СМП — вопрос стратегической безопасности и развития. Морской путь – новое эффективное транспортное плечо и при равной стоимости провозки иных ресурсов, вроде газа, нефти, металла, леса, рыба станет недорогим и доступным продовольственным товаром в центральной части России. Не стоит забывать, что СМП обеспечивает транспортную безопасность России, давая выход к двум стратегическим бассейнам - Атлантическому и Ледовитому океанам и Хабаровский край занимает в этом плече одно из приоритетных направлений. Правда, ситуация в Хабаровском крае чуть сложнее, чем на Камчатке и Приморье. Если во Владивостоке и Петропавловск-Камчатском планируется охлаждать рыбу с помощью рефрижераторов, собирая улов у рыбаков, то хабаровские предприятия базируются по всему Охотскому району и для сбора груза требуется специальный терминал по обработке. Крупные инвестиционные проекты в области самолетостроения в Комсомольске-на-Амуре и Николаевске-на-Амуре, выпускающие самолеты Су-27, Т-50 и SuperJet 100. Есть определенные проблемы в социальной сфере, проблема обманутых дольщиков, крупные пожары в регионе летом прошлого года, растет число т.н. «брошенных островов». Вероятна скорая смена губернатора края, чей срок полномочий заканчивается в этом году и явный конфликт между командой Шпорта и экс-губернатора Ишаева.

Сахалинская область – также в числе лидеров. Один из самых перспективных, с точки зрения ресурсов, регион испытывает ряд административных трудностей. Во-первых, несовершенное законодательство в сфере рыбного хозяйства области, тормозит развитие проектов связанных с разведением аквакульутры. Во-вторых, в связи с арестом экс-губернатора Сахалина Александра Хорошавина, к деловой активности на территории региона особое внимание проявляют спецслужбы и силовые ведомства. А в той связи, что «дело Хорошавина» до сих пор не дошло до какой-то решающей стадии, бизнес пока занял по отношению к региону выжидающую позицию, что сковывает инвестиционную инициативу. Но все же Сахалинские шельфовые проекты до сих пор являются одними из самых капиталоемких, с участием иностранным инвестиций.

Средний потенциал

Амурская область – имеет хороший потенциал для развития. Прежде всего, из-за наличия космодрома «Восточный» и развития связанных с ним территорий. Амурская область единственная в ДвФО, кто выполнила план программы по развитию туризма. Но есть ряд негативных факторов – медленно строится мост в Китай, через реку Амур в Благовещенске. Он должен быть сдан в эксплуатацию уже в 2019 году, что сильно тревожит партнеров из КНР. Кроме того, губернатор Амурской области Александр Козлов входит в политическую группу экс-губернатора и нынешнего главы Сахалина Олега Кожемяко. Учитывая его слабые электоральные позиции и невысокий личный авторитет, эти факторы могут способствовать снижению динамики раскрытия потенциала Амурской области.

Республика Саха – Якутия, обладает средним потенциалом развития. Однако, определенный толчок к развитию получат и те территории, которые имеют опосредованный выход к морю и СМП. Прежде всего, в Якутии вторе дыхание Севморпуть даст порту в Тикси, когда-то крупному, по северным меркам, городу. Важной составляющей, помимо логистики СПГ, станет логистика рыбы северных пород в центральную часть России, о важности которой говорил на своей пресс-конференции президент Владимир Путин. Одним из негативных факторов для республики можно считать выборы в Иль Тумэн Саха (Госсобрание Якутии), если действующей власти не удастся найти достаточное число харизматичных кандидатов, большое число мест в парламенте займут представители оппозиции. А постоянные конфликты внутри якутской власти не будут способствовать раскрытию потенциала региона.

Невысокий потенциал

Новый рывок в развитии получат и малонаселенные территории, такие как Магаданская область и Чукоткий автономный округ. Развитие портов на территории регионов позволит остановить отток населения и создать определенную инфраструктуру. А также Еврейская автономная область – за счет строительства мостовых переходов в соседний Китай и развития АПК (прежде всего соевых культур) и горно-добывающей отрасли.

Таким образом, можно сделать вывод, что суммарный интерес к регионам Дальнего Востока со стороны инвесторов возрос. Внимание инвесторов из числа крупного и среднего бизнеса  привлекают те территории, на которых ТОРы (территории опережающего развития) и территории порто-франко (свободные порты) получат в 2018-2020 гг. дополнительные стимулы к развитию.

смотрите также

показать больше статей