Фурсенко предложил ввести ЕГЭ для бакалавров

Министр образования РФ предлагает ввести тестирование для бакалавров, аналогичное ЕГЭ. Работодатели не довольны уровнем подготовки бакалавров и при приеме на работу отдают предпочтение специалистам.

31 Августа 2010 12:37:35
автор: Елена Шуляк

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко предлагает ввести тестирование для бакалавров, аналогичное единому государственному экзамену (ЕГЭ), сообщает РИА Новости. "Может быть, стоит подумать о создании аналога ЕГЭ для бакалавров. Чтобы это была единая независимая объективная оценка, которая покажет уровень каждого подготовленного специалиста, а косвенно через это определит качество обучения в вузе", - заявил министр в интервью "Российской газете".


По словам Фурсенко, ЕГЭ - "единственный инструмент оценки", который может рассказать о качестве подготовки специалиста. "Первый шаг уже сделали юристы - они хотят ввести экзамен на профессию. В какой-то мере это реализуется в медицине", - отметил министр.
По его мнению, главная задача нового учебного года - "сделать систему профобразования более нацеленной на внешний заказ".
"Должны появиться профессиональные требования: чего заказчик ждет от специалиста. Уже есть несколько таких перечней: по атомной промышленности, авиации, информационным технологиям. Но, увы, пока это не правило, а исключение. Надо двигаться в сторону консолидации", - сказал Фурсенко.


Напомним, что Указ об утверждении бакалавриата и магистратуры подписал Владимир Путин в 2007 году. Эксперты оценивали новую систему как необходимость "учиться всю жизнь". Мнения были различные. Некоторые считали, что бакалавры не будут спешить получать высшее профессиональное образование. Сначала надо получить некое высшее общее образование, осмотреться, поработать неважно где, а дальше и учиться можно... А потом и новую работу найти.

Директор Центра социологии образования Российской академии образования, академик РАО Владимир Собкин считает: "Сейчас проблема заключается в том, что рынок труда не готов пока принять выпускника с дипломом бакалавра. И какую должность, например, будет занимать бакалавр, наш работодатель тоже пока не знает... Все зависит от готовности человека к восприятию нового, к инновациям. Всегда есть исключения, но, как правило, чем старше человек, тем больше сложностей. Ему все труднее переучиваться. Кроме того, если человек уже несколько лет где-то поработал и у него уже сложился какой-то тип, стиль работы, то он с трудом будет воспринимать все новое". Но в то же время нередки случаи, когда человек и в 40 и в 60 лет осваивает в силу необходимости в принципе другую профессию.

Социологи считают, что быстрее переучиваются - это может показаться парадоксальным - гуманитарии. Гуманитарное знание связано с отношением к себе. Гуманитарное образование – это и социальное образование, и политическое, и культурное. Гуманитарии ни при какой системе, ни в каких обстоятельствах не потонут – у них крепкий фундамент.

Работодатели с большим недоверием относятся к новой системе высшего образования. Свои мнения они высказывают в блогах: "Нам предложили отказаться от той системы получения высшего образования, при которой в течение 5 лет надлежащим образом готовят полноценного профессионала, получившего все необходимые знания и умения (по крайней мере, у которого были все возможности это получить).
1) бакалавриат - из вас готовят аморфную субстанцию, которая училась, училась и в конце концов явно получила не все знания, но зато имеет диплом о ВПО;
2) магистратура - вас натаскивают на науку, сужают предмет изучения и гладят по головке, обещая безбедное профессиональное существование на всю оставшуюся жизнь.
Ускользает единственное и самое главное: желание и способность человека учиться. Человек - это не ПК, на который можно установить бета-версию ОС, базовую ОС или расширенную ОС. Процесс обучения, познания протекает неравномерно, непрерывно и, что интересное, "не по плану". Невозможно "чуть-чуть" научить юриспруденции или преподать основные принципы механики и назвать человека "механик-лайт". А если все это и возможно, то вовсе необязательно нагромождать систему высшего образования, а целесообразнее возродить систему среднего профессионального образования. Во всяком случае, пока практика показывает такую картину: работодатели в большинстве своем отметают магистров, практически игнорируют бакалавров, а берут – специалистов", пишет блогер Борис.


Присоединяясь к Болонскому процессу, Россия стремилась оказаться в едином образовательном и культурном контексте Европы. Правда, на нашем рынке труда это непосредственно не сказалось. В отличие от стран ЕС у нас с Европой общего рынка быть не может – уж больно разные в России и в Европе условия и интересы. Но считалось, что выиграет качество нашего образования, и мы сможем начать его экспорт. Переход на взаимно признаваемые образовательные "евростандарты" должен открыть новые возможности для российских студентов. Возможности эти свелись к тому, что молодые ученые и специалисты просто уезжают работать за границу, причем с каждым годом все больше и больше.
 

По социологическим данным, за 10 лет свыше 200 тысяч русских ученых уехало за границу. По данным ЮНЕСКО, Россия уже к середине 90-х гг. потеряла от эмиграции специалистов более 30 млрд. долларов. По расчетам Минобрнауки, с отъездом одного ученого страна в среднем теряет 300 тыс. долларов. По сообщению ректора МГУ академика Виктора Садовничего, на обучение одного специалиста мирового класса Московский университет тратит до 400 тысяч долларов. Только выпускники МГУ ежегодно таким образом "увозят" за границу 120 миллионов долларов. Эксперты считают, что суммарный ущерб России от "утечки мозгов" составляет свыше одного триллиона долларов.
 

Елена Шуляк

 

 

смотрите также

показать больше статей