аналитика

«Пятая колонна» Путина

Россия хочет создать в Европарламенте фракцию «Друзей Путина» ядро которых составят националисты во главе с Марин Ле Пен. Попытка «евроскептиков» объединиться провалилась, зато вновь появились шансы у тех, кого называют «пятой колонной» Путина в Европе.

18 Октября 2014 17:10:45
автор: Андрей Строганов

Россия хочет создать в Европарламенте фракцию «Друзей Путина» ядро которых составят националисты во главе с Марин Ле Пен. Попытка «евроскептиков» объединиться провалилась. Зато вновь появились шансы у тех, кого называют «пятой колонной» Путина в ЕС. 

На майских выборах в парламент Евросоюза крайне правым и «евроскептикам» - сторонникам децентрализации ЕС и ужесточения иммиграционных законов - удалось заручиться непривычно большим числом голосов. У них появился шанс создать собственную депутатскую группу. 

В такой группе должно состоять не менее 25 депутатов из семи различных стран ЕС. Тогда она становится получателем дополнительного финансирования из бюджета ЕС и получает право участвовать в распределении парламентских должностей.

Еще до выборов было известно, что Партия независимости Соединенного королевства (UKIP) во главе с Найджелом Фараджем не станет сотрудничать с «антисемитским» французским Национальным фронтом (FN) Марин Ле Пен и нидерландской Партией свободы (PVV) Герта Вилдерса. Однако британскому политику летом удалось собрать собственную группу из 48 европарламентариев.

В Европарламенте UKIP объединилась с итальянским движением «Пять звезд» во главе с активистом, актером и политиком Беппе Грилло. К образованной ими группе «Европа свободы и прямой демократии» (EFDD) примкнули также право-консервативные депутаты из Литвы, Чехии, Латвии, Швеции и перебежчик из Национального фронта.

Фарадж обещал бороться за «восстановление национальной демократии» в Европе. Однако этим планам было не суждено сбыться. 16 октября депутат от Латвии Ивета Григуле объявила о выходе из группы. Поскольку в EFDD Григуле была единственным представителем своей страны, с ее уходом группа перестала соответствовать требуемым критериям. Пресс-секретарь Европарламента в Твиттере объявил о расформировании EFDD.

Недолюбливающая Фараджа британская пресса поспешила объяснить уход представительницы латвийского Союза зеленых и крестьян тем, что в условиях нынешнего противостояния между ЕС и Россией она больше не захотела состоять в группе, лидер которой отпускает комплименты Путину.

Фарадж действительно в свое время с похвалой отзывался о политических и лидерских качествах российского президента. Но едва ли Григуле не было известно об этом раньше. Осведомленные источники объясняют ее поступок иначе: заявление о выходе из EFDD было написано под диктовку председателя Европарламента Мартина Шульца, который прямо заявил, что от этого будет зависеть назначение Григуле на один из постов.

Очевидно, в руководстве Европарламента надеются, что на этом с историей сенсационного взлета «евроскептиков» будет покончено. Однако теперь шансы сколотить собственную фракцию вновь появились у альянса Ле Пен и Вилдерса.

Партия UKIP

Британская партия UKIPНа недавних довыборах UKIP впервые провела своего представителя в британский парламент. Партия выступает за выход Британии из ЕС и ужесточение иммиграционной политики, играет на страхах рядового британского избирателя, который рассматривает Евросоюз как рассадник навязчивой бюрократии и боится, что иммиграция создаст угрозу на рынке труда. Социальная база партии растет на фоне противоречий в стане консерваторов. 

У одного только Национального фронта в Европарламенте 23 представителя, так что с необходимой численностью у крайне правых проблем нет. Трудность в том, чтобы выполнить второе условие - о наличии в группе депутатов из семи стран.

Ранее в поисках союзников им удалось заручиться поддержкой лишь еще трех партий: Австрийской партии свободы (FPO), итальянской «Лиги Севера» (Lega Nord) и бельгийской партии «Фламандский интерес» (Vlaams Belang). Появлялись также сообщения о готовности вступить в эту коалицию польской партии «Конгресс новых правых» (Kongres Nowej Prawicy).

Конгресс новых правых

Говоря о присоединении Крыма к России, лидер «Конгресса новых правых» Корвин-Микке заявил, что «если бы, например, во Львове проживало 95% поляков, и на референдуме граждане попросили бы принять их в состав Польши, то ни один польский лидер им бы в этом не отказал».


Крайне правые организации континента, в частности, Национальный фронт и Австрийскую партию свободы часто обвиняют в том, что они занимают пророссийские позиции и даже якобы финансируются из Москвы - словно в старые добрые времена Коминтерна. Только теперь это союз борцов «за традиционные европейские ценности».

На фоне успешных для крайне правых европейских выборов особое беспокойство вызвала у европейских СМИ встреча в Вене в конце мая, которую австрийские и швейцарские газетчики назвали «саммитом «пятой колонны» Путина». Как сообщала тогда швейцарская Tages-Anzeiger, лидеры Австрийской партии свободы, представлявшая французский Национальный фронт Марион Марешаль-Ле Пен - племянница лидера партии, правые деятели из Испании, Швейцарии, Хорватии и Болгарии провели в Вене секретную встречу с приехавшими из Москвы бизнесменом Константином Малофеевым и идеологом Евразийского движения Александром Дугиным. Считается, что оба они играли в тот момент важную роль в событиях на востоке Украины.

Европейские правые консерваторы и не думают скрывать своих тесных отношений с Москвой и даже бравируют ими, очевидно, не боясь оттолкнуть своих избирателей. Та же Марин Ле Пен в последние годы не раз бывала в России и с похвалой отзывалась о Путине, который, по ее словам, защищает христианские ценности европейской цивилизации. Как о «настоящем демократе, но с авторитарным стилем управления», отзывается о российском президенте лидер Австрийской партии свободы Хайнц-Кристиан Штрахе.

После поездки в Россию, в том числе и в Крым, депутат итальянского парламента от оппозиционной партии «Лига Севера» Паоло Гримольди объявил о начале инициативы по созданию межпартийной группы «Друзья Путина» (Amici di Putin). По словам Гримольди, в последние годы политический вес Путина, особенно «по сравнению с катастрофой администрации Барака Обамы», стал еще более очевиден. Санкции против России в «Лиге Севера» считают «чистым безумием» и намерены добиваться их отмены. В этом у партии есть собственный интерес: ее представители возглавляют области Ломбардия и Венето, по которым сильно ударил взаимный обмен санкциями между ЕС и Россией.

Удастся ли крайне правым в Европарламенте воспользоваться ситуацией и переманить на свою сторону кого-либо из членов группы EFDD? Эксперты напоминают, что ранее Ле Пен вела переговоры о союзе со «Шведскими демократами». Стремящаяся вписаться в европейский истеблишмент «партия с фашистскими корнями», как ее называют в шведской прессе, имеет в Европарламенте двоих представителей. Однако прежние переговоры окончились безрезультатно, а о возможности их возобновления пока ничего не слышно.

В конце концов, Марин Ле Пен, возможно, удастся договориться с Найджелом Фараджем, для которого потеря европейского финансирования за несколько месяцев до британских парламентских выборов может оказаться неприемлемой. В конце концов, слухи об антисемитизме Национального фронта сильно устарели: в последние годы французские евреи охотно вступают в партию Ле Пен.

В результате в Европарламенте может появиться фракция «друзей Путина». Но что это, собственно, даст российской внешней политике и самому Владимиру Владимировичу, избравшему образ духовного лидера некоего «консервативного интернационала», кроме чувства морального удовлетворения и эфемерного пропагандистского эффекта, в основном, направленного внутрь страны? Ведь, в конце концов, право-консервативных депутатов в Европарламенте не так уж много, они не слишком влиятельны, да и посты в различных комитетах и комиссиях уже распределены?

В том, что даже меньшинство способно если не откладывать, то хотя бы затруднять принятие определенных решений, можно было убедиться десять дней назад. Тогда группа депутатов Европарламента во главе с Марин Ле Пен заблокировала процедуру ускоренного одобрения продления действия автономного режима преференций в торговле Евросоюза с Украиной. Сформировав фракцию, «друзья Путина», очевидно, получат дополнительные возможности влиять на повестку дня в Европарламенте.

В условиях, когда избирателей в большинстве стран ЕС беспокоят экономические проблемы и рост исламистских группировок, сотрудничество России с крайне правыми в ЕС можно считать попыткой обзавестись обновкой «на вырост». Рейтинги и выборные результаты этих партий и их лидеров постепенно растут, ту же Марин Ле Пен теперь рассматривают как серьезного кандидата в президенты Франции. Даже если в ближайшие годы представители этих партий не придут к власти в своих странах, они смогут создавать фон для принятия политических решений.  

смотрите также

показать больше статей