Иркутское правительство позаботится о сохранении экологической зоны Байкала
Новые границы водоохранной зоны озера Байкала призваны снизить социальную напряженность среди населения, проживающего на побережье озера
Новые границы водоохранной зоны озера Байкала призваны снизить социальную напряженность среди населения, проживающего на побережье озера
Новые границы водоохранной зоны озера Байкала призваны снизить социальную напряженность среди населения, проживающего на побережье озера. Об этом на брифинге заявил министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Андрей Крючков. Теперь в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации, подписанном Дмитрием Медведевым 26 марта текущего года, водоохранная зона внутри границ прибрежных населенных пунктов устанавливается шириной 200 м. Ранее, с марта 2015 года, действовали другие нормы. Ширина водоохранной зоны варьировалась в различных местах от трех до 70 км. В границы водоохранной зоны вошли 78 населенных пунктов с численностью жителей 55,6 тыс. человек. Вся хозяйственная и иная деятельность в таких населенных пунктах оказалась ограниченной несколькими нормативно-правовыми актами, статьей 65 Водного кодекса РФ и постановлением Правительства России № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории». Напомним, в 2015 году Правительство Иркутской области и коллеги из Республики Бурятия выступили с инициативой корректировки границ водоохранной зоны озера Байкал. В июне 2016 года на совещании в Министерстве природных ресурсов и экологии России регионами-соседями было предложено при определении ширины водоохранной зоны взять за основу научно-обоснованный подход Института географии имени В.Б Сочавы СО РАН. В сентябре прошлого года Иркутская область и Республика Бурятия подготовили предложения о сокращении границ водоохранной зоны Байкала в прибрежных населенных пунктах до 200 м. Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Андрей Крючков пояснил, что для экологии и экосистемы Байкала это не нанесет никакого вреда, потому как был проработан научный подход, а в 200-метровой водоохранной зоне по-прежнему будут действовать запреты, предусмотренные 643 постановлением российского Правительства и федеральным законом об охране озера Байкал. «Зато за пределами водоохранной зоны в остальных границах прибрежных населенных пунктов появится возможность строить очистные сооружения, проводить централизованное водоснабжение и водоотведение, что, несомненно, послужит снижению нагрузки на экосистему озера», - пояснил он.
Как считает Михаил Гундарин, заведующий кафедрой РГСУ, история с Байкальской природоохранной зоной – это история о том, что отвлеченные идеи могут стать серьезной помехой для людей при всей внешней привлекательности. Отвлеченная идея в данном случае – экология. Забота об экологической безопасности, выстраивание карантинной зоны ударили, как выяснилась, по десяткам тысяч людей. Конечно, можно сказать, чтобы они потерпели и не смели вести никакой деятельности, а блага цивилизации им, с такими видами природы, и вовсе не нужны… А что, если все-таки нужны, а что, если люди хотят нормально жить и нормально работать в родных местах? Считаю, хорошо, что власть услышала жителей Прибайкалья и решила пойти на корректировку границ водоохраной зоны. Ведь речь идет не о чьей-то прихоти, а об интересах десятков тысяч обычных граждан, проживающих в непосредственной близости от озера. Думаю, в вопросах экологии и повышением качества жизни граждан найден разумный компромисс (ибо, как у нас и бывает, никакая запретная зона природу сама по себе ни от чего уберечь не может, а людям испортить жизнь – запросто). А та же современная канализация поможет, уж точно, не только людям, но и озеру.
Как полагает Андрей Шуклин политолог, член Общественной палаты Тюменской области, Инициатива министра экологии и природных ресурсов Иркутской области очень актуальна и своевременна, ведь она затрагивала основы быта людей, живущих возле озера Байкал. Как известно, водоохранная зона накладывает определенные ограничения на ведение хозяйственной деятельности в определенной удаленности от береговой линии водоема. С одной стороны, это препятствует загрязнению рек и озера, но с другой, может стать препятствием для социально-экономического развития расположенных рядом территорий. Это не обязательно должна быть добыча полезных ископаемых или автозаправочная станция, порой все упирается в насущные потребности людей. В этом плане очень хорошо, что региональные власти вовремя на это отреагировали, когда в 2015 году инициировали пересмотр протяженности водоохраной полосы. После этого вопрос был рассмотрен уже на совещании в Министерстве экологии и природных ресурсов, где от регионов поступили научно обоснованные предложения. Перед «прямой линией» Владимира Путина, где он разговаривал с жителями байкальского острова Ольхон, была проделана огромная организационная работа. Взаимодействие внутри отдельно взятых регионов, по линии межрегионального сотрудничества, с федеральным центром, гражданскими активистами, научным сообществом. А это, согласитесь, довольно серьезный уровень политической зрелости. И уже кульминацией процесса выступило прямое общение людей, живущих у Байкала, с лидером нации, в ходе которого был найден баланс между нормами правами и интересами граждан.