Протесты авиадиспетчеров РФ остановят полеты

Региональная акция протеста авиадиспетчеров становится общероссийской. Забастовка проходит в форме "частичной" голодовки. Однако состояние здоровья авиадиспетчеров может привести к остановке полетов.

15 Апреля 2010 11:41:04
автор: Денис Дегтярев
Региональная акция протеста авиадиспетчеров со вчерашнего дня стала общероссийской. К частичной голодовке диспетчеров Иркутска, Краснодара, Уфы, Ростова-на-Дону, Тюмени, Новосибирска и Екатеринбурга присоединились Мурманск и Санкт-Петербург. Авиадиспетчеры присоединившихся к протестам городов требуют пересмотра коллективного профсоюзного договора и отставки руководителя ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения РФ» Валерия Горбенко. Руководство ФГУПа от переговоров с голодающими отказывается.
 
домодедовоГлава Федерального профсоюза авиадиспетчеров (ФПАД) Сергей Ковалев заявил «НГ», что переговоры с администрацией зашли в тупик и диспетчеры готовы полностью остановить работу в случае увольнения протестующих. В свою очередь, представители «Госкорпорации по организации воздушного движения» обвиняют профсоюз в экстремизме и корыстных мотивах.
 
Следует заметить, что по закону авиадиспетчеры не имеют права на забастовку, поэтому акция проходит в форме «частичной» голодовки. Как пояснил президент ФПАД Сергей Ковалев, чтобы не создавать опасности движению самолетов, диспетчеры едят во время работы. Со своей стороны, медики отмечают, что это не может не нанести ущерба здоровью. Нерегулярное питание обостряет не только желудочно-кишечные заболевания, но также провоцирует  ненадлежащее функционирование сердечно-сосудистой системы и осложняет работу головного мозга. При такой напряженной работе, какой является работа авиадиспетчеров – это весьма опасно, как для самих работников авиаслужбы, так и для пассажиров самолетов. 
 
Напомним, акция протеста началась 9 апреля 2010 года в Ростове-на-Дону. 11 апреля она охватила уже девять городов, к утру 14 апреля в ней стали участвовать около 30 городов, а к вечеру среды их стало около 40. Свой протест диспетчеры объясняют тем, что «вопросы безопасности полетов на предприятии, отвечающем за организацию воздушного движения и обороноспособность государства, не являются приоритетными». Не проведена также индексация зарплат с 1 апреля 2009 года. При этом руководство ГКОВД уклоняется от ведения переговоров по новому единому коллективному договору, а в филиалах заключены коллективные договоры, значительно ухудшающие положение работников. Не довольны диспетчеры и тем, что администрация применяет дисциплинарные взыскания к тем, кто защищает свои права. «На предприятии применяется тоталитарный метод управления с использованием обмана, запугивания и шантажа в отношении инакомыслящих работников», – говорит президент ФПАД Сергей Ковалев. - Еще до декабря прошлого года во все органы власти были направлены обращения о том, что работодатель не выполняет собственных обязательств», – говорит профсоюзный лидер.
 
В результате Роструд поручил инспекции по труду провести проверку, в ходе которой был обнаружен ряд нарушений. Были также выданы предписания и предостережения генеральному директору. Но, по словам Коваленко, ни Минтранс, ни «Росавиация» никак не реагируют на все перечисленные реалии. В случае если до конца недели данный вопрос так и останется нерешенным, авиадиспетчеры могут перейти на более «жесткую» форму протеста – на полную голодовку. Как следствие могут начаться увольнения авиадиспетчеров, потому что перед тем, как приступить к работе, авиадиспетчеры проходят обязательный медосмотр, и работника могут отстранить от работы по состоянию здоровья. Остановка полетов по многим направлениям становится почти неизбежной.
 
В Минтрансе и «Росавиации» комментариев по поводу происходящего не дают. Как заявил помощник гендиректора ГКОВД Андрей Прянишников, протесты авиадиспетчеров объясняются личным конфликтом с руководством профсоюза и «стадным чувством солидарности». Протестующие внятных требований не выдвигают и идут на поводу частных интересов профсоюзных лидеров. Требование отставки гендиректора ГКОВД, как считает помощник ее гендиректора, переводит конфликт в плоскость личного конфликта.
 
Отказ от индексации зарплат диспетчеров в 2009 году руководство ГКОВД объясняет последствиями экономического кризиса, спадом авиаперевозок, сокращением услуг по аэронавигации, а также банкротством таких крупных авиакомпаний, как «ЭйрЮнион» и «КД-авиа». По словам помощника директора ГКОВД, средняя зарплата авиадиспетчера в 2007 году составляла 43 461 рубль, в следующем кризисном 2008 году – 63 756 рублей и в 2009 году уровень ее достиг 71 556 рублей. Однако сами авиадиспетчеры считают эти цифры завышенными.
 
Объем авиаперевозок действительно снизился, подтверждают профсоюзные деятели, но произошло увеличение тарифов, за счет которого корпорация нарастила свои доходы. Зарплату в 71 тыс. руб. называть средней нельзя, потому что ее получают только в московском центре, и то – с учетом всех доплат за выслугу лет и за высокую квалификацию. Авиадиспетчер же первого класса, например, в Оренбурге, с учетом всех доплат за максимальную выслугу лет, за наивысший уровень владения английским языком, за работу в ночную смену получает от силы 43 тыс. руб.
 
Протесты авиадиспетчеров проходят в городах: Березово (Ханты-Мансийский авт. округ), Бугульма (Татарстан), Волгоград, Вологда, Екатеринбург, Иркутск, Когалым, Колпашево (Томская область), Краснодар, Маган (Якутия), Махачкала, Минеральные Воды, Мурманск, Набережные Челны, Надым, Нальчик, Нерюнгри, Нижневартовск, Новокузнецк, Новосибирск, Олекма (Якутия), Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Самара, Санкт-Петербург, Ставрополь, Сургут, Сыктывкар, Тарко-Сале (Ямало-Ненецкий авт. округ), Томск, Тюмень, Уфа, Ханты-Мансийск, Якутск.
 
Денис Дегтярев
 

 

смотрите также

показать больше статей