статья

Британские ученые считают, что у животных нет чувства стыда

Британские ученые выяснили, что зона мозга, отвечающая за раскаяние, угрызения совести и стыд присутствует только о человека. Другие живые существа ей не обладают.

22 Мая 2015 12:56:14
автор: Вера Федорова

Британские ученые выяснили, что зона мозга, отвечающая за раскаяние, угрызения совести и стыд присутствует только о человека. Другие живые существа ей не обладают.

Причиной подобного явления является отсутствие интеллекта, а мозг функционирует исключительно на природных инстинктах. Некоторые животные, прежде всего кошки и собаки, могут имитировать раскаяние, но это лишь повторение поведения человека.

С ними не согласен американский исследователь Малькольм Стэнджерсон. Он считает, что животные интеллектуально развиты не меньше человека. «Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности», - считает Стэнджерсон, - «животное может ощущать вину, а если говорить о совести, то она присуща опытным, пожилым особям». Как пример он приводит взаимодействие кошек в прайде или обезьян в стае. Они помогают друг другу, соблюдают законы и распорядки, ухаживают не только за своим потомством и т.д. Это говорит не только об инстинктивном познании мира, но и о чувственном.

Психолог Райн Ниллан считает, что удовлетворить совесть до конца невозможно. «Здоровая совесть болит и как только в моральной задаче возникает для тебя простота и ясность, будь уверен, что делаешь что-то не так, что-то решился игнорировать, – а совесть не игнорирует ничего», - говорит Ниллан, - «чувство совести, прямо надо сказать – больное чувство, потому и с Ницше можно согласиться в том, что человек – животное больное».

Способность животных к мышлению была предметом споров ещё с античных времён. Аристотель ещё в 5 веке до нашей эры обнаружил у животных способность к обучению и даже допускал наличие у животных разума. Начало научному исследованию интеллектуальных способностей животных, как и их психики вообще, положил Чарльз Дарвин в своей книге «Происхождение видов и естественный отбор».. Его ученик Джордж-Джон Роменс продолжил изучение, результатом которых стала книга «Ум животных». Подход Роменса отличается антропоморфизмом и недостаточным вниманием к строгости методологии. Книга «Ум животных» основана на отдельных случаях, которые показались достойными внимания автору, его читателям или друзьям, а не на систематическом целенаправленном наблюдении. Несмотря на сомнительную научность, этот подход получил распространение.

К интеллектуальным способностям животных, отличных от человека, относятся способность к решению нетривиальных поведенческих задач (мышление). Интеллектуальное поведение тесно связано с другими компонентами поведения, такими как восприятие, манипулирование, научение и инстинкты. Сложность поведенческого акта не является достаточным основанием для признания наличия интеллекта у животного. Сложное гнездостроительное поведение некоторых птиц обуславливается врождёнными программами (инстинктами). Основным отличием интеллектуальной деятельности является пластичность, позволяющая значительно повысить шансы на выживание в условиях быстро изменяющейся среды. 

О развитии интеллекта могут свидетельствовать как поведение, так и строение головного мозга. Большую популярность приобрели тесты на интеллект для приматов, аналогичные тем, что используются в широко распространённых тестах на интеллект для человека. В качестве примера применения второго подхода можно привести коэффициент энцефализации и число Данбара, связывающее развитие новой коры и размеры стада у приматов.

Интеллект является вершиной развития психики животных. В настоящее время имеются свидетельства наличия зачатков интеллектуальной деятельности у широкого числа позвоночных животных. Тем не менее интеллект в животном мире представляет собой довольно редкое явление. Отдельные исследователи определяют разум как свойство сложных саморегулирующихся систем.

смотрите также

показать больше статей