статья

«Рейтинг власти» в СФО выявил лидера – Иркутскую область

Всероссийский рейтинг губернаторов РФ («Рейтинг Власти» по федеральным округам) оценивает качество управления территориями с точки зрения реализации собственных экономических концепций пространственного развития. 

26 Ноября 2018 12:32:58
автор: Сергей Коринов

Экстраординарное событие, а именно передача двух регионов (Бурятия и Забайкалье) из Сибирского федерального округа в соседний Дальневосточный федеральный округ, побудила экспертов Центра развития региональной политики (ЦРРП) подготовить очередной «Рейтинг Власти». Исследование проводилось с целью выявления тех моделей регионального управления, которые сложились на территории и отвечают за озвученное президентом Владимиром Путиным приоритетное «пространственное развитие». Кроме того, исследование акцентирует внимание на проблемах разорванности и фрагментарности российского экономического пространства, выступающих одним из главных рисков безопасности, целостности и конкурентоспособности государства. Рейтинг публикует издание "Федерал Пресс" со ссылкой на ЦРРП.

Всероссийский рейтинг губернаторов РФ («Рейтинг Власти» по федеральным округам) оценивает качество управления территориями с точки зрения реализации собственных экономических концепций пространственного развития. Рейтинг выходит с 2017 года, в его основу положены экономические, политологические, и социологические исследования.

 О пространственном развитии регионов СФО

Экономическое пространство и разница в развитии территорий (центр и периферия), развитие региональной политики – ключевые понятия для исследователей, которые стараются подойти к системе оценки регионов дифференцировано, понимая, что разница в ресурсной базе, численности населения и пр. делает комплексные исследования (условно говоря, «под одну гребенку») не совсем объективными. Экономическое пространство - важнейший фактор развития субъекта РФ. Однако в зависимости от конкретной обстановки пространство может выступать как катализатором, так и барьером для инновационного процесса. Географическая близость всех участников инновационной среды упрощает учреждение общих правил поведения, снижает издержки при сборе информации. Насколько однородно экономическое пространство Сибири? Об этом можно судить по наличию диспропорций, таких как:            дифференциация регионов по уровню экономического развития, дифференциация по уровню жизни и доходам, диспропорция между ростом экономики и развитием инфраструктурной среды, депопуляция в ряде северных регионов СФО, внутри региональные социально-экономические различия. Переход государства к инновационному и социально ориентированному экономическому развитию требует реализации новой модели пространственного развития и управления экономикой. Такой подход позволяет создать базис региональных и территориальных точек экономического роста, способных формировать и передавать соседним субъектам инновационные импульсы развития экономики, управлять этими процессами с использованием институтов и механизмов, выводя на траекторию ускоренного развития глубинные и окраинные регионы и территории.

Ресурсная база Сибири

Основная часть энергетических ресурсов России сосредоточена в Восточной Сибири, (в Иркутской области и в Красноярском крае, включая округа) и частично в Западной Сибири. Освоение ресурсов и запасов в СФО позволит удовлетворить потребности региона и экспортировать значительные объемы нефти, газа и продуктов их переработки в страны Северо-Восточной Азии в период 2018-2024 гг. Сибирский федеральный округ — наиболее динамично развивающийся регион нефтедобычи. Прирост добычи нефти в России за последнее десятилетие обеспечивался большей частью новыми месторождениями Восточной Сибири - доля округа в структуре добычи РФ в 2017 г. составила 9,6%.

Крупные инвестиционные проекты Сибири

ГЧП - новый инструмент производственно-инфраструктурного освоения Сибири. Лидерами по продвижению экономики «нового типа» являются два ведущих сибирских региона – Иркутская область и Красноярский край. Как раз накануне глава Иркутской области Сергей Левченко презентовал в Госдуме РФ экономическую модель Приангарья (т.н. «Байкальскую модель»), в основе которой лежат плановые начала управления экономикой, поддержка индустриальных точек роста и наращивание бюджетного потенциала. Второй проект - «Енисейская Сибирь», также презентованный накануне, объединяет потенциалы Красноярского края, Хакасию и Тыву, включает 15 инвестиционных и инфраструктурных проектов. Инвестиционная емкость проекта составляет более 500 млрд рублей.  Мощный производственный потенциал Сибири может быть реализован за счет создания новых и ускоренной модернизации существующих производственных мощностей в добывающих отраслях. Необходимым условием также является развитие соответствующей производственной и социальной инфраструктуры. Транспортная, энергетическая, коммунальная и иная инфраструктура в своей подавляющей части остается в государственной и муниципальной собственности. В рыночной экономике есть только два источника ее финансирования - бюджетные средства и ресурсы частного сектора, привлекаемые посредством специальной институциональной системы - государственно-частного партнерства. Для того чтобы понять, почему, несмотря на существующую объективную потребность в усилении партнерства бизнеса и государства в добывающих отраслях промышленности и инфраструктурном комплексе СФО, необходимо выделить основное противоречие развития этих отраслей в России. С экспертной точки зрения, противоречие заключается в том, что собственником производственной инфраструктуры и недр в стране является государство, а операторами этой собственности выступают частные компании. Поэтому обозначаются следующие проблемы:

1.    Кризис доверия между бизнесом и государством;

2.    Отсутствие взаимопонимания между властью и предпринимателями в части современных финансовых схем осуществления крупных производственно-инфраструктурных проектов;

3.    Отсутствие реально работающей системы привлечения частных средств в рамках отраслевых стратегии развития;

 В итоге регионы увлеклись проектным подходом в ущерб программному методу планирования и прогнозирования. Таким образом, принятие правительством решений о выделении государственных средств, часто продиктовано не столько экономическими соображениями, сколько политическими мотивами – влиянием (или «властным весом» губернатора). Так что для объективизации процессов в экономике необходима долгосрочная программа социально-экономического развития страны и размещения ее производительных сил, которая составит свои критерии оценки производственно-инфраструктурных проектов народнохозяйственной значимости. Результаты методологического подхода, состоящего в объектном, а не комплексном долгосрочном прогнозировании социально-экономического развития страны, могут привести к разбалансированности экономики в СФО. Масштабные проекты создания новых производственных комплексов и кластеров в СФО планируемые на ближайшие 20 лет, не связаны между собой, не сбалансированы ни по ресурсам, ни по использованию. Выявленные проблемы позволяют составить рейтинг, основанный на присвоении балов за формирование программных экономических моделей, в которых губернаторы выступают драйверами инновационной экономики, направленной на пространственное развитие и создание точек экономического роста и политического влияния.

 «Рейтинг Власти» в СФО

Место

Регион

Губернатор

Описание

Индекс

1

Иркутская область

Сергей Левченко

«Байкальская модель» развития экономики, которую продвигает губернатор Сергей Левченко (накануне представлена депутатам Госдумы РФ) получает дополнительные стимулы к развитию. Во-первых, два региона находящиеся в ареоле влияния этой модели (Республика Бурятия и Забайкальский край) переданы в ДВФО, что позволит развивать их по спец программе дальневосточных территорий. Это поможет привлечь инвестиции из КНР, развивать байкальский туризм, создать особые экономические зоны (ТОР), и т.д. Однако Иркутская область по-прежнему остается стержнем развития этой модели освоения Байкала, выигрывая от нового пространственного развития СФО – ДВФО. Кроме того, инновационно-социалистическая модель представленная Левченко получает шансы на реализацию в соседних регионах, где победу на выборах одерживают представители КПРФ.  

92

2

Новосибирская область

Андрей Травников

Новосибирская область формирует вокруг себя транспортно-логистическую модель, отстаивая свой столичный статус Сибири. Травников презентовал Президенту РФ программу развития аэропортовых комплексов и дорожной сети и всей области до 2030 года. В целом эту стратегию можно называть «Столица Сибири», так как предполагаются существенные инвестиции в науку, образование, транспорт и связь. Предполагается, что Новосибирская область будет развиваться опережающими темпами – быстрее, чем в среднем по России. Кроме того, Травникову удалось наладить отношения с местными элитами и выстроить рабочие отношения с мэром города Анатолием Локтем, членом коммунистической партии. Такой лево-центристский мезальянс играет на руку Травникову, позволяя разделять политические риски между региональным центром и областью.

89

3

Красноярский край

Александр Усс

Красноярский край – наиболее обширная и богатая территория СФО, однако реализация амбициозного проекта «Енисейская Сибирь» предложенная недавно избранным губернатором Александром Уссом, похоже, будет реализована с некоторыми ограничениями. Концепция КИП бала накануне презентована на Сибирском энергетическом форуме, как новый драйвер СФО. Предполагалось, что проект так же станет локомотивом для соседних Хакасии и Тувы. Однако в связи с победой на выборах главы РХ кандидата от КПРФ Коновалова, данный субъект может лишиться поддержки федерального центра. К тому же в регионе намечается определенное противостояние нового губернатора и части местных элит, что также может осложнить реализацию ряда крупных инвестиционных проектов.

88

4

Томская область

Сергей Жвачкин

Томская область обладает широким потенциалом для развития, как научный и ресурсный центр. Рост в рейтинге связан с тем, что губернатор Жвачкин определяет в качестве основного драйвера развития — интеграцию университетской и академической науки, инновационного бизнеса и высокотехнологичного промышленного производства. Томск — единственный город в стране, в уставе которого закреплена градообразующая роль научно-образовательного комплекса.

83

5

Омская область

Александр Бурков

Омская область до сих пор не может сформировать модель для «прорыва» - разработать инновационную стратегию. Региональный бизнес переживает состояние неопределённости, что ведет к пассивности и развитию депрессии. Сегодня для региона крайне важно реализовать свой ресурсный – промышленный, транспортный и человеческий потенциал, став мостом между Сибирью и Уралом. Субъекту необходимо перейти к прогрессивной инновационной модели пространственного развития. Избранный губернатор Александр Бурков может испытать некоторые сложности с разработкой и внедрения такой модели, так как на сегодняшний день власти привыкли уделять внимание «точечным» проектам, а не стратегическим планам.

80

6

Алтайский край

Виктор Томенко

С приходом нового руководства в лице губернатора Виктора Томенко, регион получает управленческий стимул для более активного развития после долгой стагнации. Активный сценарий для Алтая — это достижение конкурентоспособности в опоре на рост технологий и человеческого капитала (новые виды производств), диверсификация экономики, расширение ядра базового сектора как в направлении глубины переработки добываемого сырья, так и в направлении включения в него новых видов производственной деятельности. Сегодня определяющую роль в формировании экономики края играет сельское хозяйство (18%) и промышленность (20%). Ядром инновационной системы Алтайского края является город Бийск, с 2005 года развивающийся в статусе наукограда - биофармацевтического кластера и ассоциации «Межрегиональный центр наноиндустрии». Кроме того, Алтай – это «ворота на Восток», что позволяет реализовать программу пространственного развития в сотрудничестве с Японией, Кореей, Монголией и Китаем.

77

7

Кемеровская область

Сергей Цивилев

Кемеровская область — крупный территориально-производственный комплекс РФ, относится к числу наиболее развитых регионов СФО, имеющих ярко выраженную сырьевую специализацию. Промышленность является ведущим сектором экономики области. Одна из базовых отраслей промышленности — металлургическая. Она дает почти половину от общего объема промышленного производства региона. Химический комплекс области — крупнейший в стране. У нового руководства региона нет никаких программ инновационного и пространственного развития. Основные проблемы: низкая диверсификация экономики (зависимость от основных отраслей); рост себестоимости промышленной продукции; высокие транспортные издержки; ограниченность сырьевой базы; низкая диверсификация экономики; кризисное состояние предприятий обрабатывающего сектора и самое главное - низкая доля инновационных предприятий. Без понимания пространственного развития регион рискует потерять свое лидерство в современной экономике.

73

8

Республика Хакасия

Валентин Коновалов

Смена власти в РХ, победа на выборах кандидата от КПРФ Валентина Коновалова, дает возможность республики провести беспристрастный внутренний аудит и приступить к оздоровлению экономики и поиску своего места в новой пространственной модели развития СФО. Не исключено, что Хакасия может воспользоваться опытом «Байкальской модели» соседней Иркутской области и однопартийца – губернатора Сергея Левченко. В этом случае Хакасия может участвовать в проектах развития «Енисейская Сибирь» на своих условиях, а также оказаться драйвером развития для соседней Тувы.

69

9

Республика Тыва

Шолбан Кара-оол

В связи со сменой руководства в соседней Хакасии и реализацией проекта «Сибирь Енисейская», Тыва получает хороший шанс резко увеличить свой социально-экономический рост за счет стратегии пространственного развития. Анализ положения республики, ее история развития показывают, с одной стороны, необходимость сохранения традиционного уклада жизни, с другой - требуют интенсивного развития экономики и социальной сферы. Обладая широким спектром запасов полезных ископаемых, Тыва наконец-то может ими эффективно воспользоваться. Новая стратегия поможет интенсивно развивать туризм. Имея многовековые традиции животноводства, республика может реализовать ряд с/х проектов. Будучи приграничным регионом, может обрести статус новых транспортных ворот на восток.

65

10

Республика Алтай

Александр Бердников

Инновационное направление развития Республики Алтай выражается в создании туристического кластера, включающего непосредственно туризм, а также смежные отрасли - агропромышленный комплекс и пищевую промышленность. Республика Алтай по данным рейтинговых агентств и исследований инновационного развития регионов относится к группе D - неудовлетворительный уровень инновационного развития. Сфера деятельности научно-исследовательских организаций РА сосредоточена на изучении вопросов развития сельского хозяйства, природопользования, пищевой промышленности, сохранения природного богатства. Для пространственного развития уместно говорить об объединении научного и инновационно-экономического потенциала с соседним Новосибирском, Алтаем и Томском.

63


смотрите также

показать больше статей