Политологи выступают против муниципального фильтра
Муниципальный фильтр на губернаторских выборах грозит обернуться скандалом. Если в нескольких регионах с помощью данной системы будут отсеяны кандидаты от парламентских партий, вопрос о реальном назначении фильтра может быть поставлен ребром…
11 Июля 2017 01:31:32
автор: Лев Грановский
Муниципальный фильтр на губернаторских выборах грозит
обернуться скандалом. Если в нескольких регионах с помощью данной системы будут
отсеяны кандидаты от парламентских партий, вопрос о реальном назначении фильтра
может быть поставлен ребром…
Прохождение муниципального фильтра грозит обернуться
скандалом в Свердловской области и Республике Бурятия. Процедуру могут не
пройти два популярных оппозиционных политика, в Бурятии выдвиженец от КПРФ
сенатор Вячеслав Мархаев, а в Свердловской области мэр города Екатеринбург
Евгений Ройзман. Если этих кандидатов не допустят до предвыборной гонки,
учитывая их реальный политический вес, встанет вопрос – для каких реальных
задач власти придумали муниципальный фильтр?
Коммунист (КПРФ) Вячеслав Мархаев – известный рейтинговый
бурятский политик, член Совета Федерации. Кроме того, в Бурятии позиции партии
КПРФ достаточно сильны, что позволяет вполне спокойной пройти процедуру так
называемой фильтрации. Для чего была введена данная процедура? По логике ее
авторов, фильтр должен отсеять тех политиков, которые не имеют реальной
политической поддержки в регионе. Проще говоря, «городских сумасшедших» или же
неких случайных людей, которых в регионе не знают и не поддерживают. Например,
проходить муниципальный фильтр на выборах мэра Москвы политику Алексею
Навальному помогала сама партия «Единая Россия», так своей муниципальной базы
поддержки Навальный не имел. С Мархаевым ситуация принципиально иная, подписи
за его выдвижение готовы сдать более 400 депутатов из 18 районов, что почти
вдвое превышает требуемое фильтром число. Но именно тут начинаются «технологичные»
игры, проще говоря, существует масса способов оспорить ту или иную подпись,
поданную за кандидата. Скажем, если она уже была сдана за другого кандидата и
является «двойной» или же нотариус как-то неверно оформил документы. Решение в
таких случаях выносит областной суд, а он часто бывает не слишком объективным…
«Отмените фильтр дайте партиям побороться за своих
кандидатов», - говорит политолог Андрей Миронов, - «иначе выборы губернаторов
будут курам на смех. Ведь избирателю трудно понять, когда федеральные партии не
проходят муниципальный фильтр, почему они вообще должны проходить какой-то фильтр,
который к муниципалитетам очень трудно привязать. Если партия утвердила на
съезде своего кандидата, он имеет полное право участвовать в выборах и точка.
Президент РФ уж их всех построит - это вообще-то его работа».
«Муниципальный фильтр создавался явно не для того, что бы
его можно было пройти», - считает директор Центра развития региональной
политики Илья Гращенков, - «понятно, что ситуация полностью контролируется
местными властями. Ситуация с Мархаевым в данном случае показательна, ведь
попытка не пропустить на выборы сильного соперника Цыденова говорит о реальном
рейтинге оппозиции и отсутствии каких-либо других инструментов политической
борьбы, кроме административного ресурса. Можно ли считать такие выборы
легитимными? Вряд ли».
«Если коммунист в Бурятии не пройдёт или в Свердловске
Ройзман , то это будет конец избирательной системе в РФ», - уверен политолог
Андрей Миронов, - «ещё один вопрос, на каком основании партиям могут отказать
вправе принимать участие в выборах? Если подписи будут сбирать все 50
зарегистрированных партий, где взять столько депутатов, хотя бы теоретически? Пример
- Карелия, где участвуют 8 партий. Умножаем их число на 88 депутатов и получаем
больше половины депутатов всей республики. А если все партии, на законных
основаниях ринутся в славный край озёр? Как объяснить АП (Администрации
Президента РФ – ред.), что регулируемые избирательные процессы - это большая (если
не фатальная) ошибка. Кроме того, мне трудно представить, как в той же Свердловской
области в 2017 году сгоняли депутатов от партии власти голосовать за тех,
против кого они год назад выступали на выборах в Госдуму и и местное собрание, как
можно считать истинным партийцем, человека отдающего свой голос за другую
партию?».
«Разговоры о том, что муниципальный фильтр должен
мобилизовать партии на работу в регионах – пусты», - говорит политолог Илья
Гращенков, - «даже члены «большой четверки» не имеют достаточно ресурсов для
победы на выборах в муниципалитеты во всех регионах. Все равно в 80-90% случаев
все эти места достаются «Единой России» или их же самовыдвиженцам. Что уж
говорить про такие партии как «Яблоко», «Российская партия пенсионеров за
Справедливость», ПАРНАС и так далее. Зато часто фильтр проходят кандидаты от
партий спойлеров, вроде «Коммунистов России», КПСС и т.д. Т.е. налицо чисто
политтехнологическая функция фильтра для отстрела нерадивых кандидатов. Тогда
либо нужно признать, что никаких выборов губернаторов в России нет и вернуться
к унитарной системе, наподобие Украины, либо отменить этот корявый фильтр и
вспомнить, каково это – побеждать политических противников в настоящем бою».
10 сентября 2017 года покажет, готова ли политическая
система к стресс-тесту, которым и являются выборы. Будут ли избирательные
процессы конкурентными и открытыми или же наоборот, политическое поле продолжит
вымирать.
показать больше статей