аналитика

Асад до Армагеддона доведет?

Очертания войны на Востоке стали приобретать более конкретные формы. ИГИЛ, повстанцы и прочие «бородачи» для Израиля всего лишь меньшее из зол, по сравнения с режимом Асада. Но для остального мира – это настоящая катастрофа…

19 Сентября 2015 13:32:51
автор: Борис Бакир

Очертания войны на Востоке стали приобретать более конкретные формы. ИГИЛ, повстанцы и прочие «бородачи» для Израиля всего лишь меньшее из зол, по сравнения с режимом Асада. Но для остального мира – это настоящая катастрофа…

Армагеддон – реальное место вблизи Иерусалима. Похоже, если конфликт между Асадом и Израилем не будет урегулирован, пророчества о битве и Конце Света вполне могут сбыться в обозримом будущем. Сирийский конфликт – это матрешка, внутри которой сидит сотня конфликтов, затрагивающих весь мир. Попробуем разобраться.

План по урегулированию конфликта в Сирии предусматривает немедленное прекращение огня, начало политического диалога и вывод правительственных войск из городов. Но мало кто понимает, что помирить малые восточные этнические группы крайне сложно, на всем Ближнем Востоке Сирия – самое сложносоставное государство.

Население Сирии составляет почти 23 млн. человек, из которых - 90% мусульман-суннитов, остальные 10% жителей – это алавиты. Тут также живут христианские конфессии: католики, православные, яковиты, марониты, несториане и даже протестанты. Между тем, сохраняется и племенное деление народа. Самые крупные племена: руала, шаммар, акейдат, валяд, бени халед, мавали, хадеддийин и фадль.

На востоке  живет почти полмиллиона бедуинов, а на западе столько же курдов. До начала войны в стране проживало почти 200 тыс. армян, а также персов, ассирийцев, туркменов, турок и черкесов.

Такой калейдоскоп этносов и конфессий возглавляет совсем малая группа алавитов, официально принадлежащих к шиитскому течению ислама. Во главе со своим президентом Башаром Асадом они занимают главные посты в государстве, контролируют армию. Против ига алавитов воюют три группировки: повстанцы, военные и исламские боевики из ИГИЛ.

Кто заварил кашу?

Первыми начали войну против Асада духовные лидеры суннитов , которые издали фетвы (что-то вроде папских булл), призывающих к алавитскому джихаду. Следом за ними восстали курды. Постепенно к нему присоединились недовольные из этнических меньшинств и просто безработные молодые люди. Похоже, что сценарий очень близкий по духу «арабской весне» был запущен в Сирии не без участия спецслужб США.

Затем в стране возникла некая Свободная сирийская армия (ССА) организованная из офицеров-дезертиров солдат сирийских вооруженных сил. «Движение свободных офицеров» - суннитских вскоре влилось в новую военную оппозицию. В каждом  подразделении имеются  боевые машины пехоты и зенитные установки. На пике своего влияния в 2013 году численность ССА составляла почти 50 тыс. человек.

В этой суматохе не могли не появиться и сосем радикальные исламисты. В страну из Ирака поползла «Аль-Каеда», а со стороны Ливии начали стягиваться боевики-наемники. Позже они стали фундаментом для формирования частей ИГИЛ.

Алавиты против Израиля

В основе доктрины Башара Асаада долгие годы лежали планы по уничтожению Израиля. Военные затраты Сирии достигали 7% ВВП, притом, что  боевую технику СССР, а потом и Россия предоставляли почти безвозмездно. Армия Сирии является одной из крупнейших на планете, насчитывая почти 350 тыс. человек и занимающая 16-е место в мире, а по численности военной техники – 4 место. Почти вся техника российского производства, а сами сирийцы производят лишь патроны и боеприпасы.

Кроме того, почти вся армия Асада – суннитская. Алавитами укомплектованы только дивизия Республиканской Гвардии, полки спецназа, жандармерия и бригады пограничной стражи. Поэтому сам Башар Асад держится лишь благодаря генеральской алавистской прослойке.

Но схема «монополии алавитов» против «притесняемых суннитов» слишком упрощена, чтобы отражать реальный расклад сил в Сирии. Влияние религиозных и национальных меньшинств в Сирии – далеко не изобретение Асадов. Ставку на алавитов сделали еще французы в те времена, когда Сирия была французской колонией.

Другим очень важным моментом является негласный общественный договор между руководством страны и национальными общинами. GhzvfrjdРанее российский дипломат Евгений Примаков заявлял: «Ариход к власти Партии арабского социалистического возрождения (БААС) в 1963 году, ставший прологом к появлению на политическом олимпе отца нынешнего президента Хафеза Асада, означал не просто торжество алавитов и близких к ним общин. Он давал возможность для суннитов из глубинки потеснить старую суннитскую элиту. По сути, вся история страны при Хафезе Асаде прошла под знаком этого негласного договора. Сунниты всегда доминировали в руководстве правящей партии и правительстве. Среди известных суннитов, оказавшихся у власти на момент смерти Хафеза Асада в 2000 году были вице-президент Абдель Халим Хаддам, министр обороны страны Мустафа Тлас и целый ряд других известных функционеров».

Карты путают исламисты

Сегодня внутренние противники Ассада в лице повстанцев, ССА и ИГИЛ  предусматривают положить конец светскому режиму, установленному партией БААС, установить суннитский режим. Для такого режима еврейское государство — образование, подлежащее уничтожению. Это понимает и Израиль и Асад.

Глава израильской военной разведки генерал-майор Авив Кохави, выразил обеспокоенность возможным развитием событий в Сирии после свержения режима Башара Асада. После его падения регион Голанских высот рискует превратиться в аналог Синая — в центр антиизраильской террористической активности. Надвигающийся хаос в Сирии сильно тревожит лидеров еврейского государства. Как и возможный захват арабскими экстремистами части запасов химического оружия Сирии.

Президент США Барак Обама готовится отправить смертоносное оружие сирийским повстанцам. Одновременно Обама пытается убедить российского президента Путина отозвать свою помощь президенту Асаду. Израильское правительство пока что не занимает четкой позиции по вопросу, лишь бывший начальник генштаба Габи Ашкенази высказался однозначно в поддержку повстанцев, призвав к международному вмешательству в Сирии.

Ранее посол Израиля в США Майкл Орен заявлял, что победа повстанцев, была бы меньшим злом, чем сохранение нынешнего сирийско-иранского альянса. «С самого начала мы говорили, что Башар Асад должен уйти. Лучше уж плохие парни без связей с Ираном, чем с ними», - заявил тогда посол.

Россия в конфликте

В понедельник в Москву приедет премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Его визит к Путину израильские СМИ называют «историческим моментом». Озабоченность Нетаньяху вызвана стремительным наращиванием в последние недели российского военного присутствия в Сирии. Главная цель - избежать столкновения израильских и российских военных, а также предотвратить попадание российских ракет и средств ПВО в руки движения «Хезболла», воюющего на стороне Асада.

Военное присутствие России в Сирии становится фактом. В провинции Латакия создается база, где можно принимать военные грузы и технику для поддержки сирийской армии, которая сейчас крайне обеспокоена полетами американской авиации в рамках «антитеррористической кампании» против ИГИЛ. Израилю важно оговорить все условия и координацию, чтобы не было прямого столкновения между армиями трех стран: России, США и Израиля. Напомним, что накануне министры обороны США и России Эштон Картер и Сергей Шойгу впервые в этом году провели переговоры, на которых обсудили ситуацию в Сирии.

Позиция России пока тоже довольно расплывчата. В МИД заявили, что Россия поддерживает не самого президента Сирии Башара Асада, а государственность республики в целом. «Чтобы оставалась, по крайней мере, некая модель государственного управления, она существует, и она действует», - считают в МИД РФ.

Похоже, запутанный сирийский конфликт, наконец, начал обретать отчётливые очертания. Реальными факторами войны на Востоке является противостояние Асада и Израиля. Еврейское государство готово бороться с бородачами из ИГИЛ, в случае падения реальной угрозы со стороны сирийских алавитов. Для США и России этот вариант довольно опасен. Он уже аукнулся Европе миллионами беженцев, России – опасностью распространения идей ИГИЛ через Чечню, а США – новой войной масштаба операции в Ираке.

смотрите также

показать больше статей