В Новосибирске волонтеры пытаются вернуть пенсионеру квартиру

У 85-летнего жителя Новосибирска с помощью сомнительных схем и обещаний мошенники отобрали квартиру, а в прокуратуре сначала посчитали сделку вполне законной.

31 Мая 2013 13:29:52
У 85-летнего жителя Новосибирска с помощью сомнительных схем и обещаний мошенники отобрали квартиру, а в прокуратуре сначала посчитали сделку вполне законной.
 
В начале февраля нынешнего года 25-летняя жительница Новосибирска, маркетолог Екатерина Соснова, из окна своего автомобиля увидела на улице странного старика, который безуспешно пытался перейти дорогу. Явно плохо видящий человек был одет буквально в обноски, а на ногах вместо брюк были намотаны тряпки – серая и оранжевая. Катя вышла из машины, помогла ему перейти дорогу и предложила проводить домой. Из разговора выяснилось, что Загиту Загитовичу Махметову (он представился Захаром Захаровичем) 85 лет, и он живет неподалеку, на улице Народная.
 
Войдя в квартиру, Екатерина обнаружила, что Захар Захарович проживает в нечеловеческих условиях: все помещение было завалено разнообразным мусором, электричество отсутствовало, а унитаз и ванна забиты каким-то тряпьем. В квартире не было холодильника, кухонной плиты и даже хоть какой-нибудь посуды. В пакете, который старик принес из магазина, была банка огурцов, хлеб и пакет молока.
 
Стоить отметить, что Екатерина Соснова – организатор группы «Помощь покинутым старикам Новосибирска», созданной в одной из социальных сетей после того, как девушка случайно познакомилась в метро с пенсионеркой, просившей подаяние. Выяснилось, что бывшая учительница, 89-летняя Валентина Федоровна Касьянова оказалась в непростой ситуации. Она осталась без квартиры с дочерью-инвалидом на руках. Практически вся пенсия уходила на аренду жилья, у пенсионерки с 44-летним стажем работы в школе не было даже кровати – ей приходилось спать на полу.
 
Вступившие в группу новосибирцы организовали помощь нуждающейся пенсионерке, и до сих пор помогают ей вещами, продуктами и деньгами. На сегодняшний день у волонтеров под патронажем уже несколько одиноких и нуждающихся стариков, которые почему-то не находятся под опекой городской социальной службы, а вынуждены выживать сами.
 
Буквально сразу же Екатерина и ее друзья начали помогать одинокому пенсионеру – навещали и кормили его. Кате удалось выяснить, что квартира дедушке уже не принадлежит: оказалось, что некоторое время назад он подарил ее, как сам сказал, своему другу Михаилу Шальнову, который ранее проживал в том же доме. По словам волонтера Стаса Захаркина, Шальнов в свою очередь квартиру тут же перепродал некоему Вадиму Лифанскому. К слову сказать, когда Екатерина попыталась узнать у Захара Захаровича подробности дарения его квартиры, тот сильно удивился – до этого момента он считал квартиру своей.
 
По словам дедушки, «друг Миша» пообещал весной свозить его на отдых куда-то в область, а затем купить дом на родине под Самарой. Что на самом деле скрывалось за этими словами, остается только догадываться.
 
Волонтерам удалось положить дедушку в больницу на обследование, ведь старик практически не видел. После проведенного обследования ему сделали операцию на глаз, а после выписки его устроили в дом милосердия, где он находится и по сей день. Ребята часто навещают его, а квартира, принадлежащая сейчас Лифанскому, стоит закрытой. 
 
Как рассказал Стас Захаркин, волонтеры обратились в прокуратуру Калининского района с просьбой проверить законность сделки. Делом безвозмездно вызвалась заниматься молодой юрист Юлия Мелихова, которая выяснила, что квартира, прежде чем ее приобрел Лифанский, перепродавалась несколько раз. По ее мнению, сделано это было для того, чтобы было труднее опротестовать незаконную сделку.
 
Но, к сожалению, с юридической точки зрения, по мнению районной прокуратуры, сделка оказалась вполне законной. Вскоре волонтеры получили ответ, что никаких оснований для возбуждения уголовного дела нет – протокол дарения подписан собственноручно Махметовым и заверен в учреждении юстиции. В то же время всплыла информация, что новый владелец квартиры Вадим Лифанский находится сейчас в СИЗО.
 
В отношении него заведено уголовное дело, и по странному совпадению – по подозрению в квартирной афере. Оказалось, что на Лифанского зарегистрировано несколько «благотворительных» организаций, которые якобы занимались помощью одиноким старикам – в обмен на завещание квартиры. Занимаясь такой «благотворительностью» Лифанский всего за несколько лет стал владельцем 27 квартир по всему региону.
 
К удивлению волонтеров, внезапно прокуратура Новосибирской области сделала неожиданный шаг: в начале мая было распространено официальное сообщение, что по результатам проверки публикаций о Загите Махметове в СМИ «прокурор обратился в Калининский районный суд с исковым заявлением о признании сделок (договоров дарения и купли-продажи) недействительными, истребовании квартиры в пользу пенсионера».
 
Помимо этого, 8 мая заместитель прокурора области постановил направить материалы проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье о мошенничестве, повлекшем за собой лишение права гражданина на жилое помещение.
 
«На днях на меня вышел знакомый Михаила Шальнова и рассказал о том, что еще в октябре Шальнов смог убедить дедушку перевести все его накопления со сберкнижки на банковскую карту,  - рассказал Стас Захаркин. – А там была довольно крупная сумма – старик до недавнего времени трудился дворником, и жил на зарплату, а пенсия целиком перечислялась на книжку».
 
По словам знакомого, попросившего не раскрывать его имени, после получения пенсионером банковской карточки Шальнов якобы выкрал ее, а кто-то из его друзей впоследствии снял все деньги. Захаркин намерен обратиться в прокуратуру с требованием проверить этот факт.
 
29 мая состоялось первое заседание суда, на котором присутствовал Михаил Шальнов. На вопрос судьи, почему одинокий пенсионер Загит Махметов решил подарить ему единственное, что у него есть – квартиру, Шальнов, не смущаясь, ответил, что действительно хотел приобрести пенсионеру дом. Но почему-то уже не под Самарой, как тот говорил, а в Татарстане. Суд продолжится 21 июня.
Юрий Фомиченко

 

смотрите также

показать больше статей