Чиновники продают "Родину-мать": в Волгограде ищут новый символ города

Чиновникам Волгограда Родина-мать уже не нужна.В городе-герое решили отказаться от всемирно известного символа?

29 Ноября 2012 11:37:31
автор: Андрей Серенко
Чиновники волгоградской мэрии больше не считают образ Родины-матери на Мамаевом кургане привлекательным для туристов. В год 70-летия победы под Сталинградом департамент зарубежных связей мэрии Волгограда объявил о проведении конкурса на новый символ города-героя. Эксперты уверены, что отказ нынешних городских властей от всемирно известного символа на главной высоте России не только не поможет развитию международного туризма, но, напротив, спровоцирует новые политические скандалы и волну протестов со стороны ветеранов Великой Отечественной войны.
 
На сайте мэрии Волгограда опубликован примечательный текст под названием «Волгоград ищет свой новый символ». Его авторы – сотрудники департамента зарубежных связей – сообщают о проведении конкурса «Бренд Волгограда и региона», целью которого является создание «нового образа родного города и края». Всем желающим чиновники мэрии предлагают принять участие в «создании туристического или торгового бренда города и региона», который должен представлять собой «яркое, запоминающеся, символическое изображение, характеризующее единство пространства, истории и традиций местности». «Нужны свежие идеи и яркие образы», – призывают авторы проекта.
 
В каком именно направлении должны двигаться создатели новых идей и ярких образов, сообщили волгоградские информагентства со ссылкой на соучастников проекта из регионального Агентства развития туризма. По мнению чиновников, Родина-мать и все, что связано с Великой Отечественной войной, уже не слишком актуально для региона»: «Родина-мать – это все-таки наследие советских времен. К сожалению, у многих она ассоциируется с чем-то тяжелым, трагическим и траурным. Тем более у иностранцев. А нам бы хотелось, чтобы наш регион воспринимался как приятная территория для отдыха».
 
Пока остается загадкой, какую замену Родине-матери попытаются отыскать чиновники департамента зарубежных связей мэрии – конкурс на новый символ Волгограда завершится 17 декабря с.г. Однако, похоже, за превращение полей Сталинграда в приятную территорию для отдыха городские бюрократы хотят взяться всерьез. В управлении по развитию территорий департамента зарубежных связей мэрии Волгограда даже создан специальный отдел по продвижению территории и имиджа, который и занимается поиском смысловых и образных альтернатив «надоевшей» чиновникам Родине-матери.
 
«Попытку отказа от всемирно известного образа Родины-матери как символа Волгограда-Сталинграда иначе как глупостью назвать нельзя, – считает политический эксперт Светлана Колосова. – В Москве, Париже, Берлине много прекрасных памятников и архитектурных сооружений, но Кремль, Эйфелева башня и Бранденбургские ворота остаются неизменными и абсолютными символами этих городов. Волгоградская Родина-мать – прекрасный образ, давно уже имеющий многогранное политическое, философское, эстетическое измерения. И если он не устраивает волгоградских чиновников, то нужно менять не символ, а чиновников».
 
Политолог Александр Стризое уверен, что задуманный местными бюрократами ребрендинг Волгограда приведет к обратному результату: «Отказ от символики Родины-матери не приведет к росту популярности города в туристических маршрутах. Скорее наоборот, следует ожидать размывания образа Волгограда в брендовой солянке страны».
 
По мнению политолога Андрея Миронова, «инициатива с поиском нового символа Волгограда выглядит просто нелепой в год 70-летия Сталинградской победы»: «Она может спровоцировать мощный политический скандал с участием не только ветеранов войны, возмущение которых легко предсказать, но и федеральных властей». Миронов считает, что «начинания городских чиновников скорее всего будут пресечены в ходе ожидаемого 2 февраля 2013 года визита Путина в Волгоград»: «Если президент приедет, то лишь для того, чтобы отметить годовщину Сталинградской победы, а не провести время на приятной территории для отдыха. Таких территорий у него, думаю, хватает и без Волгограда».
 
"Родина-мать" входит в число "чудес России"
 
Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром архитектурного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», представляет собой 52-х метровую фигуру женщины, стремительно идущей вперед и зовущей за собой своих сыновей. В правой руке меч длиной 33 м (вес 14 тонн). Высота скульптуры 85 метров. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Высота Главного монумента говорит о его масштабах и уникальности. Общий вес его составляет 8 тыс. тонн. Главный монумент — современная интерпретация образа античной Ники — богини победы — призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление. 
 
Строительству мемориала придавалось огромное значение. Не было никаких ограничений в средствах и строительных материалах. При создании памятника были задействованы лучшие творческие силы. Главным скульптором и руководителем проекта был назначен Евгений Викторович Вучетич, уже создавший за десять лет до этого памятник-ансамбль воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине и скульптуру «Перекуем мечи на орала», которая до сих пор украшает площадь перед зданием ООН в Нью-Йорке. Вучетичу помогали архитекторы Белопольский и Демин, скульпторы Матросов, Новиков и Тюренков. По окончании строительства все они были удостоены Ленинской премии, а Вучетичу была вручена еще и Золотая Звезда Героя Социалистического Труда. Руководителем инженерной группы, работающей над строительством мемориала, был Н.В. Никитин — будущий создатель останкинской башни. Главным военным консультантом проекта стал маршал В.И. Чуйков — командир армии, отстоявшей Мамаев курган, наградой которому стало право быть захороненным здесь же, рядом с погибшими бойцами: вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников битвы под Сталинградом
   
Строительство монумента “Родина-мать” было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была высочайшим в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах. Также существует мнение, что статуя была смоделированна наподобие фигуры «марсельезы» на триумфальной арке в Париже и что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской. Действительно, некоторая схожесть есть. На первом фото Марсельеза, а рядом Ника Самофракийская
  
Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).  Общая высота монумента “Родина-мать зовёт”   — 85 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — более 8 тысяч тонн). 
 
Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении
 
Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн. Меч был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. На сильном ветру меч раскачивался, а листы гремели. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали. А от проблем с ветром избавились с помощью жалюзи в верхней части меча. В мире существует очень мало подобных скульптур, например — статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве, памятник Петру I в Москве. Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала — 46 метров. 
  
Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.  «Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75% от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы – 60 миллиметров, до 1999 года – 33 миллиметра, с 2000-2008 – 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» Александр Величкин.
 
Скульптура «Родина-мать зовет» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура—статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира. Родине-матери грозит обрушение из-за грунтовых вод. Эксперты говорят, что если наклон статуи увеличится еще на 300 мм., она может обрушиться из-за любой, даже самой ничтожной причины.
 
В Волгограде живет 70-летняя пенсионерка Валентина Ивановна Изотова, с которой 40 лет назад ваяли скульптуру "Родина-мать зовет". Валентина Ивановна — человек скромный. Более 40 лет она молчала о том, что в качестве натурщицы позировала скульпторам, ваявшим едва ли не самую известную скульптуру в России — Родину-мать. Молчала, потому что в советские времена рассказывать о профессии натурщицы было, мягко говоря, неприлично, тем более замужней женщине, воспитывающей двух дочерей. Сейчас Валя Изотова уже бабушка и охотно говорит о том далеком эпизоде в юности, который теперь стал едва ли не самым значимым событием всей ее жизни
 
В те далекие 60-е годы Валентине было 26 лет. Она работала официанткой в престижном, по советским меркам, ресторане "Волгоград". Это заведение посещали все именитые гости города на Волге, и наша героиня своими глазами видела Фиделя Кастро, императора Эфиопии, швейцарских министров. Естественно, что обслуживать во время обеда таких персон могла девушка только с настоящей советской внешностью. Что имеется в виду, вы, наверное, уже догадались. Строгое лицо, целеустремленный взгляд, спортивная фигура. Не случайно однажды к Валентине с разговором подошел частый гость "Волгограда" молодой скульптор Лев Майстренко. Он заговорщицки поведал юной собеседнице о скульптуре, которую они вместе с товарищами должны сделать для скульптора Евгения Вучетича, в те времена уже именитого. Майстренко долго ходил вокруг да около, рассыпаясь перед официанткой в комплиментах, а потом предложил ей позировать. Дело в том, что московская натурщица, прибывшая в провинцию прямо из столицы, не приглянулась местным скульпторам. Уж слишком высокомерная и жеманная была. Да и лицом на "Мать" не походила.
 
Скульптура «Родина-мать зовет», созданная Е.В.Вучетичем, обладает удивительным свойством психологического воздействия на каждого, кто ее увидит. Как автору удалось этого добиться, можно только догадываться. Острые критические замечания в адрес его творения: она-де и гипертрофированно-монументальная, и откровенно похожая на Марсельезу, украшающую парижскую триумфальную арку, — абсолютно не объясняют ее феномена.  Нельзя забывать и том, что для скульптора, пережившего самую ужасную в истории человечества войну, этот монумент, как, впрочем, и весь мемориал, — в первую очередь дань памяти павшим, а потом уже — напоминание живым, которые, по его убеждению, и так никогда не смогут ничего забыть
 
Скульптура Родина-мать, вместе с Мамаевым курганом, является финалистом конкурса “Семь чудес России”.
 
Андрей Серенко

смотрите также

показать больше статей