Кремль не боится уроков истории

Требования оппозиции не раз озвученные ими на митингах в Кремле продолжают игнорировать. Современные "декабристы" не смогут запустить реальную модернизацию, без "ужасов народной революции"?

18 Декабря 2011 19:53:10
автор: Илья Гращенков
Требования оппозиции не раз озвученные ими на митингах в Кремле продолжают игнорировать. 100-150 тысяч человек, которые никогда на митинги не ходили, вдруг собрались морозным декабрьским днем на Болотной площади. Декабристы? Возможно и так. 
 
Если мы немного вспомним историю, декабристами – «первенцами свободы» стали дворяне. Тогда слабость русской буржуазии втянула в революционное движение далеких от него графов, князей и молодых офицеров. То есть за буржуазию – главный класс капиталистического общества, то есть на современный манер за бизнесменов и предпринимателей, стали бороться те, кто имел к ним довольно опосредованное отношение. Люди на Болотной площади: журналисты, художники, писатели, дизайнеры, программисты, студенты и все остальные – к российскому бизнесу тоже относятся довольно опосредованно.
 
Чего хотели декабристы? Нет, не новая экономика занимала умы молодых дворян прошедших в 1812 году половину Европы. Прежде всего, идеи гуманизма – свободы, уважения, равных возможностей. Однако тонкая натура дворянина не позволяла им выдвигать тезисов вроде Ленинского «революция не делается чистыми руками». Ровно наоборот, они всячески хотели избежать «ужасов народной революции». Ровно, как и люди пришедшие 10 декабря на Болотную площадь. Напомним, что одним из главных лозунгов собравшихся было: «нам не нужна революция!».
 
Одним словом, некоторые параллели между декабристами царской России и «декабристами» сегодняшних дней вполне можно провести. И те, кто дразнит собравшихся «хомячками», в корне не прав. Да, сытые, в общем довольные жизнью люди, уловили некоторый тренд общества к модернизации. Но не к медведовской псевдо-модернизации, а к смене господствующей идеологии.
 
Какова она – идеология, как справедливо дал ей название Глеб Павловский, "путинского большинства"? По сути это примитивная мелкобуржуазная идеология значительной части населения, ставящей личные интересы выше общественных, стремящейся к получению личных благ за счет общества при минимальной отдаче обществу. Большая часть российского общества - аполитична, пренебрегающая общественным строем. А равно как и его преференциями – демократическими выборами. 
 
Современный россиянин преувеличивает значение собственной персоны и собственных интересов. Эгоистичен, готов прибрать к рукам общественное добро, если это не грозит наказанием, обладает ярко выраженным личным материальным интересом, завистлив к чужому преуспеванию. Эдакий жлоб, одним словом. «Своя рубашка ближе к телу», «а после нас хоть потоп» и т.д.
 
И что интересно, до такого состояния россиянина довела идеология либеральной интеллигенции, превыше всего ставящая личную свободу. Ведь на деле она была поглощена правящим олигархическим режимом. И именно эта идеология представляет собой основную опасность как для восстановления страны, поскольку препятствует объединению народа и делает его не способным сопротивляться олигархату.
И вот эти люди на болотной, все эти дизайнеры и художники, дали некоторый посыл на модернизацию страны. Ведь не даром они не стали требовать никакой революции. Как пел Юрий Шевчук, в песне «Революция ты научила нас» - «сколько миров ты сжигаешь в час, во имя своего святого костра?». Если под «мирами» понимать жизни рядовых людей, неизбежно втянутые в революционные процессы, то становится очевидно, что сегодня эти невинные жертвы никому не нужны. И в самом деле, если революция – коренная единовременная смена политического режима то, что и на что мы меняем? Ведь формально мы живем в демократическом государстве, просто власть захвачена группами олигархов. А значит, речь идет о смене власти, а не о смене государственного строя. 
 
Итак, пока Медведев натужено играл в «модернизацию сверху», общество само сделало шаг к запросу «модернизации снизу». И в этом общество показало, что требование честных выборов – это не просто обида за обман. Вовсе нет – это обида за нарушенные обещания, за ту самую модернизацию, которая оказалась банальной фикцией. А значит де-факто основным лозунгом становится вовсе не отмена выборов и не отставка Путина. А четкое требование – ПЕРЕМЕН!
 
Если вдаться в оценки самого исторического момента, то сегодня Россия стоит на пороге неминуемого обновления системы и прежде всего - политической. И именно от власти зависит, каким оно станет – катастрофическим (снизу) или же эволюционным (сверху). Перед Путиным и его командой сейчас встает ряд сложнейших политических задач, которые он должен решить еще даже не обретя свой президентский статус. И итогом его работы должна стать смена всей системы. И не в духе твиттер-демократии или «сколковских» инноваций.
 
Сейчас модернизация «снизу», точнее запрос на эту модернизацию, вынуждает людей создать новую политическую силу. И не спроста, существующие партии, доставшиеся нам как инструмент еще от горбачевской перестройки, для новой модернизации совершенно не подходят. Во-первых, все они уже давно пустили корни в существующем режиме, и по сути, продолжают работать внутри него. Для решения краткосрочных политических задачи это эффективно. Но для восприятия новой идеологии – просто губительно. Во-вторых, существующие политические партии не имеют четкой идеологии, а просто работают на разбивку электоральной массы по секторам. Эти за «красных», а эти за «белых». В результате мы видим вполне православных коммунистов, которые говорят о национализации ресурсов, но не говорят о строительстве марксистского коммунизма, и предлагают играть по правилам капиталистического общества.  
 
Поэтому в вакууме системы, на запрос общества должна откликнуться какая-то внешняя сила. Кто ей станет? Тот кто будет аккумулировать запросы общества, не обработанные имеющейся системой. По сути сейчас им может стать Алексей Навальный. Начав с антикоррупционной кампании, он продолжил ее в совершенно ином выражении – он воспринял все имеющиеся запросы в обществе. Твиттер, Facebook – современные средства коммуникации позволяют лидеру возглавлять совершенно разные среды. И мы видели это на митинге на Болотной площади, который собрал вместе и националистов и либералов и аполитичных хипстеров.
 
Отторжение Навального тем же Яблоком – сознательный или несознательный крах для единственной более-менее легитимной силы. Потому что у Явлинского нет сознательной повести дня. А та, что есть – устаревшая, навязываемая даже собственному электорату. Единственный шанс для имеющейся оппозиции – альянс всех сил, единый кандидат и удовлетворение широкого общественного запроса из всех сред.
Проблема в том, что если режим продолжит игнорировать гражданское общество, никакие договоренности ни с какой оппозицией ему уже не помогут. Если не Навальный, то появится какая-то иная фигура, которая возьмет на себя функцию объединенного рупора общества. Важно другое, пока власть будет игнорировать «декабристов», а может быть даже сажать их по тюрьмам или отправлять в ссылки, могут возникнуть другие – маргинальные группы, которые по-своему канализируют запрос общества в низы. В те слои общества, которые на сегодняшний день вообще выведены за рамки политической жизни. Те, чью лояльность власть покупает в обмен на мелкие подачки из бюджета, могут по-своему воспринять тезис о модернизации. И тогда речь пойдет не о смене политического курса, а о банальном перевороте со всеми его обычными лозунгами, вроде: «грабь награбленное!».
 
Илья Гращенков

смотрите также

показать больше статей