У Москвы будут свои стандарты образования

На фоне критических замечаний в адрес общероссийского проекта образования столичный Департамент образования предложил выработать свой, московский стандарт качества обучения в школах и дошкольных учреждениях.

03 Марта 2011 16:38:16
автор: Елена Шуляк
Общественное обсуждение новых образовательных стандартов в России по широте своего резонанса сравнимо разве что с обсуждением "Закона о полиции". Собственно, что и говорит о важности такого судьбоносного проекта, как новые направления в образовании, особенно для старшеклассников.

В масссе своей общественность весьма критически относится к предложенным стандартам. На фоне этого столичный Департамент образования представил свой проект программы развития московской системы образования на ближайшие пять лет.

"За это время столица планирует превратиться в лидера модернизации российского образования и выработать московский стандарт качества образования. Столичных школьников ждет повышение требований по уровню знаний. Они должны стать двигателями инновационного развития, а их учителя влиться в почетные ряды среднего класса", говорится в тексте проекта. Эксперты считают, что проект амбициозен и наполнен скорее лозунгами, чем реально выполнимыми задачами. Кроме того, есть опасность, что московские школы могут получить обратный эффект - снижение качества образования вместо его повышения, пишет РИА Новости.

Плохо написанные, неудачно и не вовремя разъясненные общероссийские новые стандарты образования вызвали в стране массу ложных страхов. Бесплатному образованию приходит конец. Школам самим придется зарабатывать деньги. За патриотизм будут ставить специальные оценки и т.д.  
 
Правда, министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил о том, что новые образовательные стандарты для старшеклассников, которые вызвали шквал критики, не будут подписаны, "пока не будет достигнуто широкое общественное согласие".

Московская же программа образовательного департамента действует на опережение. В ней прописаны весьма оригинальные предложения, как-то: "слабые" школы будут ориентироваться на "сильные", при этом должна быть создана единая информационная система мониторинга развития образования. Кроме всего прочего, в проекте декларируется, что в целях обеспечения московского стандарта будет осуществлена поддержка "инновационного поколения Москвы" - "плеяды молодых людей, мотивационно, интеллектуально и психологически подготовленных к работе в инновационном секторе города". Для дети мигрантов и их семей предусмотрена система поддержки - в освоении русского языка и городской культуры.

Эксперты поясняют, что на уровне других регионов также пытаются выработать свои подходы к стандартизации качества образования. Однако непонятно, как отразится такая "разноголосица" на единстве системы российского образования, в случае если каждый регион начнет разрабатывать свои стандарты.

Московские чиновники декларируют, что в Москве не останется детских садов, школ и колледжей с низким качеством образования. А так как достижение этих целей связано с кадрами соответствующего уровня, то чиновники планируют обеспечить московских учителей уровнем жизни, приравненным в "среднему классу": идексировать зараплату, помогать в получении ипотеки, обеспечивать страховкой и проч.

Кроме того, успешным педагогам обещают гранты и широкие возможности профессионального развития в виде поддержки интересных проектов, стажировок, педагогической магистратуры и интернатуры.

"Весь этот проект напоминает набор лозунгов", - считает эксперт всероссийского фонда "Образования" Олег Сергеев. По его мнению, говорить о московских стандартах образования невозможно в отрыве от федеральных стандартов, вопрос о которых еще не решен. Эксперт  уверен,  что документ, так же, как и общероссийский,  получит свою долю общественной критики.

При этом эксперты отмечают, что, несмотря на все проблемы, московская система образования, в целом, и так является передовой на фоне других регионов. Например, в некоторых школах Москвы созданы так называемые "классы Френе". Французский педагог Селестен Френе боролся с консерватизмом традиционной школы и внедрил свою систему, которая подразумевает, что лучшим способом самовыражения учащихся являются тексты на свободную тему, которые потом обсуждаются на занятиях. Френе был ярым противником учебников. Он считал, что школьники должны заниматься по карточкам, которые педагоги составляют вместе с детьми. К тому же Френе отказался от оценок, поскольку считал этот метод субъективным и вредным для детской самооценки. Его система обучения распространена в Италии, Португалии, Нидерландах, Польше, Швейцарии. В России, кроме Москвы, ей следуют в ряде школ Таганрога, Самары, Саратова.

Во многих развитых странах применяются различные системы школьного образования. Так, в США в некоторых школах придерживаются Мангеймской системы, когда по каждому предмету ведутся занятия в группах для более и менее способных учеников. Эта система была придумана немецким педагогом Йозефом Зиккингером в начале XX века.

В России система образования до сих пор строится по так называемой классно-урочной системе обучения, изобретенной чешским педагогом Яном Амосом Коменским еще в XYII веке.

Бесспорно, что эту систему нужно менять. И Москва хочет быть в этом передовой.

Отметим, что проект, предложенный  Департаментом образования Москвы, представлен на сайте ведомства.


 
Елена Шуляк

смотрите также

показать больше статей