День памяти о погибших в терактах пройдет в России

Жители многих городов России в пятницу почтут память погибших при терактах и проведут мемориальные акции, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом.

03 Сентября 2010 10:45:49
автор: Елена Шуляк

Жители многих городов России в пятницу почтут память погибших при терактах и проведут целый ряд мемориальных акций, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом, сообщает РИА Новости.

Памятный день установлен федеральным законом "О днях воинской славы (победных днях) России". Он приурочен к трагическим событиям, произошедшим 1-3 сентября 2004 года в Беслане, когда группа боевиков захватила городскую школу. Жертвами трагедии стали 334 человека, в том числе 186 детей. Последний теракт в Москве произошел утром 29 марта 2010 года, когда два взрыва прогремели в столичном метро на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" Сокольнической линии, в результате которых пострадали 134 человека, 39 из них погибли, 78 получили ранения.
 

Траурные мероприятия в Москве, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом, пройдут в 15:00 на площади перед Театральным центром на Дубровке в память по погибшим при захвате заложников во время мюзикла "Норд-Ост". Одновременно с панихидой на Дубровке в этот день в округе памятные мероприятия также пройдут в районе Печатники. Кроме того, одновременно у Театрального центра на Дубровке, на месте взорванного д.6 к.3 по Каширскому шоссе, на месте взорванного д.19 на ул.Гурьянова, в переходе станции метро "Пушкинская", на станциях метро "Автозаводская", "Рижская", "Лубянка", "Парк культуры", на месте взрывов у аэродрома "Тушино" и у гостиницы "Националь" соберутся сотни москвичей, чтобы почтить память погибших.
 

В память о погибших в Беслане ученики школы выпустят в небо 336 белых шаров. Ожидается, что в траурных мероприятиях в Беслане примут участие около 15-20 тысяч человек.
 

Закончатся памятные митинги минутой молчания. Все акции организованы комитетом общественных связей Москвы совместно с Домом детских общественных организаций при поддержке префектур административных округов столицы и ГУП "Московский метрополитен".
 

Агунда Ватаева – ныне студентка, а в 2004 году ученица школы № 1 в Беслане (её мама была учительницей в этой школе), вспоминая события этих сентябрьских дней, написала в своем блоге: "После каждого выстрела детки начинают плакать. У матерей истерика. Они еще не знают, что сегодня придет Аушев и заберет их (матерей с грудными детьми).
А мы останемся, останемся ждать. После ухода Аушева у нас появится надежда, вернее обретет вторую жизнь. Но это все случится вечером.

Вчера Они (террористы – ред.) бегали по залу и кричали: "Никто не выходит на связь! Никому вы не нужны, мы все вместе сдохнем!». И действительно, ни Дзасохов, ни Зязиков, никто не выходил на связь. К концу первого дня Они с кем-то стали вести переговоры.
Выставляли следующие требования:
1. Вывод войск из Чечни.
2. Предъявление Рошаля, Путина, Аслаханова, Дзасохова, Зязикова.
3. Отделение Чечни от РФ.

После этих требований все взрослые поняли: отсюда живыми мы не выйдем.
Выполнить эти требования просто невозможно. А дети наивно говорили: "Ну, пусть они выведут эти войска! Пусть эти пять человек придут! Ну, что им сложно?". Я тоже думала: "Что там такого? Пусть выведут". А мама сказала, что это невозможно, что войска выводятся годами. Тогда я еще не знала, что всем до нас пофигу, что мы никому не нужны. Мне казалось, что люди должны быть благородными, что эти пять человек обязательно придут и обменяются собственными жизнями. Боевики не разрешают пить воду, ссылаясь на то, что она отравлена.
Выпускают в туалет выборочно. Возле выхода в туалет образовалась огромная очередь, которую Они время от времени разгоняли своими криками и угрозами. …На второй день ноги затекали, хотелось только воды, иногда в туалет. Иногда у одного из боевиков раздавался звонок мобильного - мелодия «Nokia Tune». Теперь, когда я слышу этот звук, то внутри сразу возникает чувство тревоги. Мне тогда, можно сказать, повезло. Я сидела у окна, что позволяло нам более-менее нормально дышать, в отличие от других, которые задыхались в центре спортзала. Они так плотно сидели там, и им не хватало воздуха настолько, что люди падали в обмороки уже в конце второго дня…"

Читать этот пост до конца очень тяжело.  Воспоминания об этом ужасе охватывают всех без исключения людей, у которых сохранилось еще чувство сострадания и боли. И вспоминаются другие чудовищные теракты, которые в разное время произошли в Москве и других городах.
Очевидцы, живущие неподалеку от культурного центра на Дубровке, рассказали Weekjournal: "Накануне того дня, когда предполагался штурм театра, все частные автомобили отогнали в близлежащие переулки. Рано утром сотрудники правоохранительных органов стали ходить по квартирам и просили покинуть квартиры, захватив все самое необходимое. Мы наспех натягивали на себя и детей одежду и в жуткой панике побежали к своим машинам и кто куда. Пробегая мимо толпы родственников заложников, которые день и ночь стояли на определенном расстоянии от театра, мы увидели, как в ужасе колыхнулась толпа, и услышали рев и нечеловеческий вой. Это был момент, когда пронеслось известие, что скоро начнется  штурм…" Что было потом, всем хорошо известно.


И еще одно. Автору этих строк по долгу службы ежедневно приходится бывать на станции метро "Лубянка". 29 сентября исполнится полгода со дня теракта на двух станциях московского метро. Не знаю, как на станции "Парк культуры", но на "Лубянке" до сих пор нет ни мемориальной доски (хотя бы временной), никаких-либо других свидетельств памяти о погибших.
 

Елена Шуляк

смотрите также

показать больше статей