Школа новой формации сократит семейный бюджет

В новом учебном году российских школьников и учителей ждет множество новаций, большинство их которых, считают эксперты, весьма спорные. Острые вопросы - новая система оплаты учителей и незаконные поборы в школах.

30 Августа 2010 11:41:28
автор: Елена Шуляк

Каждый год 1 сентября, в День знаний,  в школах традиционно проводятся тематические уроки: урок мира, урок толерантности и т.д. В этом году общественно-значимой темой  признана славная история российских побед – "Великие Победы России". "Тема урока носит весьма широкий контекст и не ограничивается только военными победами страны и людей. Данное понятие отражает победы в разных сферах, и в разные эпохи, победы, имеющие мировое, национальное значение и победы личные, вливающиеся в общий поток побед россиян, -  пишет в своем блоге ведущая "Эхо Москвы" журналистка Ксения Ларина.

Тут и военные победы (Невская, Куликовская, Полтавская, Бородинская битвы), Победы войны 1941-1945 годов; научно-технические открытия разного времени, спортивные победы советских и российских спортсменов. Оборудование урока: карты-схемы битв и сражений, портреты исторических деятелей, выставка литературы по теме."Результатом урока должно стать подведение школьников к выводу - Россия имеет славную историю, россияне могут ей гордиться и говорить о себе как о народе-победителе", - отмечает журналистка.
 

Кроме того, начиная с 1 сентября, российских школьников и учителей ждет множество новаций, большинство их которых, по мнению экспертов, весьма спорные, - пишет "НИ".  Начинает функционировать, например, инклюзивное образование  для детей-инвалидов (обучение больных детей вместе с обычными детьми). В Москве в этом году 186 общеобразовательных школ примут на обучение инвалидов вместе с остальными детьми. В прошлом году таких школ было 130. Специальной программы по обучению детей-инвалидов, как и следовало ожидать, пока нет. "Мы предлагали вводить для детей с умственными отклонениями специальный учебный план, но законопроект получил отрицательный отзыв правительства, – говорит депутат Госдумы Олег Смолин. – И пока что вопрос остается нерешенным".
 

Самыми острыми вопросами остаются -  финансирование школ, новая система оплаты труда учителей и незаконные поборы  с родителей. После принятия закона "О совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений" замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко призвала родителей школьников, у которых вымогают деньги под прикрытием нового закона о бюджетных учреждениях, обращаться прямо в прокуратуру. "Никаких платных услуг в школах не вводится…Поэтому я обращаюсь к учителям, чтобы они отслеживали этот момент, и к родителям, которые вообще находятся в неведении от неправомерных действий некоторых людей, которые находятся в школе: если требуют плату - это просто в прокуратуру сразу, в управление образования, которое рядом находится", - сказала Татьяна Нестеренко.

Следует отметить, что Закон вступит в силу 1 января 2011 года. Он вводит новое разделение бюджетных учреждений в стране и предполагает радикальные изменения в финансировании таких организаций, как школы, детские сады, больницы. Согласно документу, все государственные и муниципальные бюджетные учреждения разделяются на три типа - казенные, автономные и бюджетные учреждения.

Для образовательных заведений в основном предполагается автономная и новая бюджетная формы, которые позволят наряду с выполнением госзаказа самостоятельно распоряжаться полученными вне бюджета средствами. Госучреждения нового типа  должны будут перечислять все доходы от их деятельности в бюджет. Новые бюджетные учреждения будут финансироваться на основе государственного задания в форме субсидии, а заключать крупные сделки смогут только с согласия учредителя (государства или региональной власти, муниципалитета). Бюджетное учреждение не будет иметь права открывать счета вне казначейской системы. Порядок ведения бухгалтерского учета в таких организациях будет устанавливаться Минфином России. В окончательном варианте закона уточнены также положения о возможности оказания бюджетными учреждениями платных услуг сверх установленного госзадания. Эта поправка призвана избавить новые бюджетные учреждения от излишней коммерциализации.
 

Напомним, что согласно п. 2 ст. 32 закона РФ "Об образовании", "незаконны действия по привлечению внебюджетных источников с нарушением принципа добровольности, привлечение учителей к сбору денежных средств за различные дополнительные образовательные услуги и в благотворительный фонд школы, требование внесения вступительного взноса в виде денежных пожертвований, приобретения мебели или ремонта классных помещений при приеме в общеобразовательное учреждение, сбор денежных средств наличными без оформления надлежащих кассовых документов". Как и во всяком законе, написано мудрёно, но все же понятно, что права на бесчисленные денежные поборы в школе, на которые не перестают жаловаться родители, закон не предоставляет.


Как уже было сказано, новшеств в этом учебном году много: преподавание основ религии разных конфессий, основы военного дела, преподавание многих предметов на английском языке и проч. Но основное – это широкое использование в процессе обучения компьютеров. Эксперимент по оборудованию классов начальной школы «электронными местами» проводится в 180 московских школах, сообщает департамент образования Москвы. Все начальные классы школ, где вводится новый стандарт, оснащены компьютерами. В среднем же по России картина нерадостная: на 19 учеников приходится один школьный компьютер. Самая лучшая ситуация в Пермском крае – один компьютер на шесть учеников.
 
Отметим, что число первоклассников в этом году увеличилось до 1,44 млн., это на 50 тыс. больше, чем в 2009-м. В целом же число школьников продолжает уменьшаться. Если в 1998 году на уроки ходили 22 млн. ребят, то теперь – 12,8 млн. (на 150 тыс. меньше, чем в 2009-м). Обучать детей в Год учителя будут 1,2 млн. педагогов. Статистика Минобразования свидетельствует о том, что выпускники педагогических вузов не идут работать в школы. Так, 42% учителей находятся в возрасте 30–49 лет, 29% – в возрасте 50–59 лет и 11% – старше 60 лет. То есть преподаватели старше 30 лет составляют 82%. И лишь 18% учителей – моложе 30.

Елена Шуляк


 

смотрите также

показать больше статей