"Новый облик" разлагающейся армии

В Саратовской области солдат-срочник убил одного из своих товарищей по службе и затем покончил с собой. Это при том, что накануне генералы рапортовали: формирование "нового облика" вооруженных сил – завершено.

15 Декабря 2009 14:35:19
автор: Борис Бакир
В Саратовской области солдат-срочник убил одного из своих товарищей по службе и затем покончил с собой. Военнослужащий, находясь в карауле, застрелил из автомата Калашникова разводящего караула. После этого он с оружием покинул военную часть. Угрожая автоматом, солдат отнял у проезжавшего водителя машину и попытался на ней уехать. Однако, дезертир не справился с управлением, съехал в кювет и застрелился.
 
Это при том, что накануне  генералы рапортовали: формирование "нового облика" вооруженных сил – завершено. "В соответствии с поставленными задачами, считаем необходимым в 2009 году основные усилия сосредоточить на проведении первоочередных мероприятий по выводу на перспективный облик Вооруженных сил. До 1 декабря 2009 года должны быть завершены организационные мероприятия по переводу на новый облик соединений и воинских частей, в том числе требующих передислокации", - сказал Сердюков. По его словам, "финансирование этих мероприятий планируется проводить за счет средств, выделяемых на текущее содержание армии и флота, а также за счет привлечения средств от реализации военного имущества".
 
Между тем, печальные новости продолжают приходить из военный частей. Буквально пару дней назад солдата-срочника убили из-за того, что он занял чужую кровать. Неделей ранее водитель танка в Пермском крае, переехал своего сослуживца. Восемь офицеров было уволено за избиение солдат в поселке Каменка… Это неполный список только за декабрь 2009 года.
 
Однако военные рапортуют, что все - хорошо. Никакой дедовщины, ботинки вместо кирзовых сапог, шведский стол... Так изменилась ли армия на самом деле? Изменилась, но увы, совсем не в лучшую сторону. Пока министр обороны РФ Анатолий Сердюков занимался сокращением офицеров и прапорщиков, в армии и на флоте солдаты стали сами налаживать свой быт, по своим законам. По военному это называется "разложением армии".
 
Задача по сохранению массовой призывной армии становится одной из самых приоритетных для нынешнего правительства. В случае военной угрозы защищать страну будут посланы люди, отслужившие в армии и имеющие какую-то военную подготовку. Так мы воевали с фашистами и так мы победили, потеряв при этом миллионы людей. При этом не понятно, зачем такая армия нужна сегодня. Массовая мобилизационная армия, которую сейчас стараются сохранить. Глобальной войны уже не будет, а если и случатся, то это будет война, требующая использования высоких информационных технологий и высокоточного оружия. 
 
К тому же Россия уже никогда не сможет воевать так, как воевала раньше, потому что население страны стремительно сокращается, а промышленность уже не сможет полностью перейти на военные рельсы.
 
Армия при видимом порядке разлагается, и военная реформа ей не поможет. Ежегодно из армии приезжают домой искалеченными 20 тысяч человек, от преступлений и происшествий гибнут более тысячи человек, более 4 тысяч числятся сбежавшими из казарм, в этой армии не хочет служить даже офицерский состав. В прошлом году 12 тысяч офицеров досрочно прервали контракт. Сегодня вооруженные силы являются не инструментом обеспечения безопасности страны, а социальной болезнью общества.
 
Сердюков проиграл "дедам"
Бороться с этой болезнью, начал еще экс-президент Владимир Путин, на пару с министром обороны РФ Анатолием Сердюковым. Но, увы, особых успехов они так и не добились. "Дедовщина" во многих частях по-прежнему существует. Причем этот феномен так и не поддается пониманию. Если раньше функции "воспитателей" брали на себя те, кто отслужил в армии по 2-3 года, то теперь над новобранцами измываются их же сослуживцы или контрактники.
 
Самая распространенная болезнь "дедовщины" – клановая. Так, резко участились случаи межэтнических конфликтов в рядах вооруженных сил. Вот, например сообщение газеты "КоммерсантЪ", о конфликте в воинской части. Туда привезли 70 солдат, где прибывшие были в основном дагестанцами. Кроме того, к тому моменту в части уже проходили службу около ста человек с Северного Кавказа. "Они сразу же объединились по принципу землячества и принялись наводить свои порядки", - пишет газета. Могли сильно избить за малейшую провинность любого русского солдата. Они отнимали личные вещи, сигареты, всячески унижали как молодых бойцов, так и "дедов". На многочисленные жалобы солдат командир части никак не реагировал". Русские солдаты решили устроить акцию протеста в форме побега, и, прежде чем покинуть часть, написали письмо командиру, объяснив еще раз, в чем причина их недовольства. Оружия было специально оставлено ими в части, чтобы подчеркнуть, что это мирная акция. В итоге беглецы были просто "изолированы от кавказцев".  Чем закончилось история, сейчас узнать невозможно. Но случаев таких – крайне много.
 
Совсем недавно - в полку, который дислоцируется на дальневосточном острове Кунашир, почти полторы сотни солдат-дагестанцев учинили бунт из-за того, что дежурный по части сорвал им пьянку в казарме. Они отказались подчиняться офицерам и избили их. А затем заперлись в казарме и грозили взять в руки оружие. 
 
"Кавказская проблема" вызывает большую головную боль не только у дальневосточных - у всех российских командиров. Каждый округ или флот, где в ротах, полках или на кораблях образовалась "повышенная концентрация" южан, то и дело трясут ЧП с их участием. По данным правоохранительных органов, в том же ДВО 10 лет назад преступления "на этнической почве" составляли 8% от всей массы дисциплинарных правонарушений. А сегодня - в 2,5 раза больше. Примерно такая же динамика грубых проступков и преступлений на национальной почве в Северо-Кавказcком, Приволжско-Уральском, Сибирском военных округах, на Тихоокеанском и Балтийском флотах.
 
Разложение до полного уничтожения
В Самаре, не выдержав издевательств кавказцев, сбежали из части рядовые Станислав Андреев (русский) и младший сержант Азамат Алгазиев (казах). В их роте служили полтора десятка южан - дагестанцы, аварцы, даргинцы, ингуши, кумыки. Они и устроили в роте так называемый "джамаат" - общину на криминальный лад. Этот "джамаат" каждого некавказца облагал данью - от 50 до 1000 рублей. Кто не соглашался, били до полусмерти. Верховодил Аслан Даудов, которому ничего не стоило послать матом офицера, если тот делал внушение за проступок. Когда прокуратура Самарского гарнизона начала разматывать дело о "джамаате", следователи были поражены: все пострадавшие солдаты тряслись от страха и боялись давать показания.
 
На Балтийском флоте из-за того, что кавказцы создали на большом десантном корабле невыносимую обстановку, командование было вынуждено переформировать экипаж. Дошло до того, что офицеры боялись подниматься на борт корабля. Несколько лет назад было национальное ЧП и в Москве, можно сказать, под носом у Минобороны. 70 призывников из Чечни с первых дней в части потребовали от командиров привилегий, которые никак не вписывались в рамки устава. Они отказались питаться в столовой, носить военную форму и круглосуточно находиться на территории части. Командование как могло уважило южан: в виде исключения для них отдельно готовилась еда, им разрешили находиться в казарме в спортивных костюмах и кроссовках. Они ежедневно устраивали драки с местными парнями. Потом переключились и на офицеров бригады, многие из которых воевали в Чечне. Терпение командования лопнуло в тот день, когда  надругались над памятником погибшим воинам бригады - они демонстративно помочились на монумент. Всех южан срочно и тихо выслали домой.
 
Тяжелее всего приходится командирам подразделений с засильем кавказцев. Их группировка обычно выстраивает свою "вертикаль власти" – параллельную, а то и замещающую командирскую. Доходит до того, что южане вынуждают офицеров делать за них свою работу. Армия дошла дол того, что от бессилия шлют руководителям кавказских республик слезные письма с просьбой повлиять на своих "непослушных" земляков. Там, надо полагать, над офицерами посмеиваются.
 
Так что "новый облик" армии и флота так и остался – рисунком на чиновничьем бланке. А Вооруженные силы так и продолжают разлагаться и чем дальше – тем быстрее.
 
Борис Бакир
 

смотрите также

показать больше статей