"Рука Москвы" протянулась на Урал

Депутаты рассмотрят кандидатуру Александра Мишарина на пост губернатора Свердловской области. О новом главе региона, которого за глаза называли "Геббельсом", говорят и думают разное. Какие задачи возложит на него Москва?

16 Ноября 2009 18:51:07
автор: Борис Бакир

Сегодня Свердловское заксобрание планирует рассмотреть кандидатуру  Александра Мишарина на пост губернатора Свердловской области. Дмитрий Медведев на прошлой неделе предложил законодательному собранию Свердловской области наделить полномочиями главы региона директора департамента промышленности и инфраструктуры аппарата правительства РФ Александра Мишарина.

За глаза его звали "Геббельс"...

О новом губернаторе Свердловской области Александре Мишарине (мало кто сомневается, что кто-то из депутатов ЗАКСа посмеет пикнуть что-то против кандидатуры, предложенной президентом) бывшие коллеги по Свердловской железной дороге до сих пор вспоминают о нем как об очень строгом руководителе. Говорят, за глаза даже называли его "Геббельсом" – за особую жесткость с подчиненными. У коллег по Минтрансу воспоминания более приятные, экономист и хороший финансист, Мишарин был в почете у министра Левитина. "Чем-то он напоминал гражданина Корейко (прим. - из книги "Золотой теленок"), - рассказал Weekjournal сотрудник Минтранса РФ, - скромный, тихий человек, но знает и помнит все до копейки и если что – спуску не дает".

Чем займется Мишарин на Урале?

В первую очередь – транспортными вопросами. Уже сейчас известно, что он намерен решить самый дорогостоящий столицы Урала — строительство транспортных развязок в Екатеринбурге. В проекте федерального бюджета 2007 года на них было предусмотрено 1,3 миллиарда рублей (соответственно столько же должно быть выделено и из областного бюджета). Но требуется гораздо больше — около 20 миллиардов рублей, причем в течение двух-трех лет, иначе областной центр просто не сможет развиваться. Об этой проблеме ранее Эдуард Россель проинформировал всех руководителей государства. Теперь остается ждать принятия кардинальных мер по ее решению.

Чиновник вместо политика

Теперь у Мишарина есть шанс на продолжение карьеры. Александр Сергеевич прекрасно знает область и выстроил шикарные отношения с местным бизнесом, а сейчас хоть и находится в Москве, но связь со всеми поддерживает. При новом губернаторе взаимоотношения власти и бизнеса будут понятнее. Но эта радость (равно как и огорчение журналистов из-за смены разговорчивого Росселя на молчаливого, даже угрюмого, Мишарина) может быть преждевременной.

То, что "тихий" Мишарин сменит "шумного" Росселя, не радует екатеринбургских журналистов. "При Росселе здесь была жизнь, так далеко от Москвы, и все равно какие-то СМИ работают, - поделился с нами уральский журналист Павел Гутонов, - конечно, ангажированные властью, таких много – но не все".

"Публичный политик не может игнорировать средства массовой информации, потому что они, со своей стороны, никогда не будут игнорировать его", - говорил сам Эдуард Россель. По его словам - часто бывает так, что один и тот же поступок или решение политика приобретает совершенно противоположные истолкования и оценки в газетах. "Но это и есть плюрализм мнений, демократия в ее реальном выражении, - считает Россель, - политик же должен быть настойчив в своих действиях и убедителен в диалоге с общественным мнением". И он обязан соблюдать принцип политкорректности — никогда не делить прессу на "своих" и "чужих".

Чем Мишарин лучше Росселя?

Перемены – это всегда хорошо. В такой стране как Россия любые перемены – к лучшему. "По сути, для области подбирали антикризисного менеджера, - рассказал Weekjournal представитель Президиума Генсовета "Единой России", глава Уральского Межрегионального координационного совета "ЕдРа" Игорь Баринов . - Мы в общем-то исходили из того, что Свердловская область – такой регион, который больше всего пострадал от влияния кризиса, в связи с чем здесь сложилась тяжелая социально-экономическая ситуация". По словам единоросса - поэтому "мы подбирали людей с серьезным управленческим опытом и с пониманием общероссийских и региональных процессов".

На самом деле, область погрязла в клановом бизнесе. И проблема тут не в самом Росселе. Просто за годы правления область де-факто пропиталась бизнес-потоками "своих людей". Это проблема любой власти, которая "пересидела" на одном месте. Назначение Мишарина – это ведь решение самого Росселя. Он - компромиссная фигура, которая с одной стороны знает регион, и устраивает местные элиты, а с другой – прочно связана с федеральным центром и имеет отличные лоббистские возможности в Москве. Кроме того, он долгое время работал в руководстве стратегической корпорации РЖД. Так что фронт работ у него был вполне сопоставимый с губернаторством.

Человек Медведева или Путина?

Источник в администрации свердловского губернатора подтверждает, что у Эдуарда Росселя была встреча с Александром Мишариным. Кроме того, отчасти Мишарин – это креатура Дмитрия Медведева, который еще в свою бытность первым вице-премьером "двигал" тогдашнего левитинского зама на место самого министра транспорта. Перестановки тогда не удались, Левитин выстоял, благодаря прямой поддержке Владимира Путина, но у Мишарина наметился очень тесный контакт с будущим президентом.

 Близкий друг среднеуральских властей, бывший начальник Свердловской железной дороги, Александр Мишарин готовится к повышению. За шесть лет своей работы в Москве, железнодорожник восстановил связи во всех важных властных структурах (они были нарушены после перевода из столицы в Екатеринбург), смог выстроить правильные отношения с коммерческими структурами и теперь готов к очередной карьерной высоте.

 Знакомые Александра Мишарина не сомневаются – замминистра скоро станет губернатором. "Это же человек блестящего ума, и он давно уже говорит, что работа в аппарате – не для него. Губернатор – это нормально. Считай, сам себе хозяин", - говорит близкий знакомый и коллега Мишарина. Федеральная поддержка у кандидата есть: когда начальником Российских железных дорог был Николай Аксененко, все оперативные вопросы решал именно Мишарин, он выступал с основными докладами на всех важных мероприятиях. Перевод в Екатеринбург на Свердловскую железную дорогу после отставки Аксененко был, по сути, спасением Александра Сергеевича от аппаратной расправы.

Борис Бакир 

смотрите также

показать больше статей