2011 – год энергоэффективности

Среди приоритетов президента РФ Дмитрия Медведева по работе в 2011 года на первом месте среди этих приоритетов – упомянута и энергоэффективность.

01 Января 2011 18:42:00
автор: Антон Павлов
Среди приоритетов президента РФ Дмитрия Медведева по работе в 2011 года на первом месте среди этих приоритетов – упомянута и энергоэффективность. "Это направление должно быть системообразующим, вокруг него должны концентрироваться другие направления. Или, если сказать иначе, энергоэффективность должна пронизывать и все остальные приоритеты технологической модернизации", - заявил не так давно президент Медведев.
 
Уже более чем год назад был подписан указ о том, что к 2020 году все в РФ должны снизить на 40 процентов энергоёмкость российского валового внутреннего продукта. И, кстати сказать, из этого решения вытекает целый ряд других решений, которые президент и правительство на себя принимают, в том числе в рамках международного сообщества по климатическим вопросам.
"Сегодня мы должны сосредоточиться на абсолютно конкретных задачах, которые должны быть разрешены в абсолютно определённый срок. Но для того чтобы начать работать, нам необходима законодательная база", - заявил Медведев.
 
Уже принят Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» в первом чтении Государственной Думой. В его развитие должны быть приняты специальные нормы и правила, должны быть пересмотрены действующие нормативы в строительстве, приняты соответствующие регламенты технологические и система экологических стандартов.
Энергоэффективность – настолько злободневная и в то же время тяжёлая для нас тема, что практически все направления работы по этой теме следует признать весьма и весьма необходимыми. И что бы мы ни взяли, повсюду у нас очень серьёзное отставание. Так считает Медведев.
 
"В какой-то степени, на мой взгляд, этому отставанию способствовали не только наши трудности 90-х годов или даже более раннего периода, но и наше мышление, потому что мы никогда не экономили на энергии. Мы считали себя крутыми и энергетически самодостаточными", - соглашается с Президентом эксперт, гендиректор энергсбытовой компании  ЭСКМО Дмитрий Готлиб, - "мы – действительно самая крупная энергетическая страна. Но это не значит, что мы должны жечь наши энергозапасы без всякого ума. Ещё много лет назад было сказано, что делать с отдельными энергетическими продуктами и почему нельзя топить нефтью. Но мы, к сожалению, продолжаем топить нефтью, в прямом и в переносном смысле этого слова обогревая нашу планету.
 
Но пока наши собственники этим заниматься либо не могут, либо не хотят. Энергоэффективностью только-только начинали заниматься в предкризисный период. А сейчас из-за дефицита финансов, естественно, такая работа у многих остановилась. Но думаю, что вполне будет корректной такая постановка вопроса, когда антикризисная помощь нашему реальному сектору, нашим промышленным предприятиям будет оказываться только в случае, если у них есть свой план по снижению энергетических издержек. Иначе мы будем и дальше поощрять бесхозяйственность.
 
Не менее энергорасточительной сферой являются наши бюджетные организации. Государство, которое, продвигая политику энергосбережения, много говорит на эту тему, должно начинать с самих себя, с организаций, которые находятся в государственной же собственности, и с бюджетных учреждений в том числе.
 
Здесь тоже потенциал огромен. Нужны жёсткие показатели, жёсткие нормативы работы и надо обеспечить действенный контроль за их исполнением. При этом для реального повышения уровня энергоэффективности нужно использовать и вполне зримые материальные стимулы. Повышение энергоэффективности – это большая макроэкономическая задача, и ожидаемый эффект от её решения зависит не только от сокращения потребления энергоресурсов, но и от запуска новых инновационных процессов, от внедрения передовых технологических решений.
 
 "Перво-наперво для любого ресурсосбережения нужно объективное и адекватное повышение стоимости ресурса – цены за киловатт", - считает генеральный директор ОАО "Энергосбытовая компания московской области" (ЭСКМО) Дмитрий Готлиб, - "все мероприятия по энергосбережению они дорогие, и для того чтобы их срок окупаемости находился в пределах рыночных параметров – скажем, 5 лет – для этого стоимость энергоресурсов должна быть соответствующей. Если энергоресурсы стоят одну копейку, то невозможно заниматься мероприятиями по энергосбережению. Это не бизнес и никакой инвестор в этом не будет заинтересован. Сегодня, когда уходит перекрестное субсидирование и появляется объективная стоимость электроэнергии, энергосбережение становится все более и более насущным вопросом".
Между тем, основная задача властей, по данным Минэнерго - оснащение страны приборами учета. Закон устанавливает конкретные сроки: до 1 января 2011 г. все юридические лица, госучреждения должны быть оснащены приборами учета энергетических ресурсов и не позднее, чем через месяц после их установки рассчитываться за потребленный ресурс на основании данных приборов учета.
 
До 1 января 2012 г. все собственники жилых домов и квартир в многоквартирных домах должны иметь приборы учета как для дома в целом, так и для каждой квартиры (кроме тепловой энергии) с правом обратиться в ресурсоснабжающую организацию за установкой приборов учета на условиях рассрочки платежа на 5 лет. Для всех ресурсоснабжающих организаций вводится требование об организации с 1 июля 2010 г. деятельности по установке и эксплуатации приборов учета поставляемого ими ресурса для обслуживаемых ими потребителей. Если потребитель в срок не установил прибор учета, ресурсоснабжающая организация в течение года обязана установить такой прибор учета, а потребитель оплатить связанные с этим расходы равными долями в течение 5 лет.
 
Кроме того, вводится новая идеология государственных закупок.  С 1 января 2011 года для государственных и муниципальных нужд запрещено закупать лампы накаливания любой мощности, используемые в целях освещения. Вводится право устанавливать минимальные требования по энергоэффективности при закупке любых товаров для государственных нужд. Для формирования таких требований Минэнерго России ежегодно, начиная с 2011 года, будет проводить анализ закупаемых товаров, позволяющий выявить товары, при использовании которых можно добиться существенной экономии энергоресурсов. Также будут анализироваться требования по энергоэффективности, применяемые другими странами. Одновременно Минпромторгом России будут формироваться предложения по изменению существующих и (или) введению новых требований энергетической эффективности товаров.
 
Так же вводится требование для производителей и импортеров маркировать продукцию по классам энергоэффективности: с 2011 г. - все бытовые энергопотребляющие устройства; с 2012 г. – компьютерную и оргтехнику; с 2013 года и далее – иные товары, по решению Правительства Российской Федерации.
 
Изменение коснутся и тарифной политики. Одним из основных стимулов к повышению энергоэффективности естественных монополий, организаций коммунального комплекса является применение долгосрочных методов тарифного регулирования, в первую очередь, метода доходности инвестированного капитала. Тарифы будут устанавливаться на три года и более, с одновременным закреплением обязательств компаний по надежности и качеству предоставляемых услуг.
 
При таком регулировании у компаний возникают стимулы сокращать затраты, в том числе на энергоресурсы, и повышать эффективность использования ресурсов, так как полученная в результате экономия сохраняется у компании и может быть использована на любые цели. Законом вводятся требование к организациям коммунального комплекса, обязывающие организации учитывать при формировании инвестиционных программ мероприятия по повышению энергетической эффективности. Требования по повышению энергетической эффективности - один из существенных критериев при анализе инвестиционных программ естественных монополий.
 
Антон Павлов

 

смотрите также

показать больше статей