У жителей Подмосковья нет стимула к энергосбережению

Населению, проживающему в сельской местности, дешевле использовать электричество стоимостью, чем отапливать дома дровами. В связи с этим в Московской области расходуется энергии намного больше, чем в соседних регионах.

11 Апреля 2011 11:12:27
У жителей Московской области нет стимула к энергосбережению из-за низкой стоимости электроэнергии. Такое мнение высказал один из представителей Правительства Московской области. Населению, проживающему в сельской местности, дешевле использовать электричество стоимостью, чем отапливать дома дровами. В связи с этим в Московской области расходуется энергии намного больше, чем в соседних регионах.
 
Согласно федеральному закону об энергосбережении, до 2015 года необходимо ежегодно увеличивать экономию энергии минимум на 3%. В программе, разработанной специалистами Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН совместно с правительством области и крупными энергетическими предприятиями региона, основными направлениями в энергосбережении на ближайшие 5 лет являются установка счетчиков, энергетический аудит, отладка и регулировка теплоснабжающих систем, автоматизация производства, утепление зданий. На эти цели потребуется затратить 35 – 37 млрд. руб. из них 10 млрд. – из областного бюджета, 15 млрд. – из федерального. Основная доля затрат придется на энергетические компании.
 
В Правительстве РФ сейчас развернута соответствующая работа по нескольким направлениям: создание правовой базы в области энергосбережения, реализация конкретных пилотных проектов и организация информационной поддержки проводимых мероприятий. "По первому направлению был принят и вступил в силу Федеральный закон "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", - говорит министр экономического развития Эльвира Набиуллина, - "продолжается работа по подготовке подзаконных актов. Основное внимание в законе уделено государственному и бюджетному сектору, это осознанный выбор – при подготовке закона мы руководствовались принципом: государство должно начать реформу в области энергоэффективности с себя".
 
Между тем, сами специалисты уверены, что реформа начнется тогда, когда появится правильная мотивация. "Перво-наперво для любого ресурсосбережения нужно объективное и адекватное повышение стоимости ресурса – цены за киловатт", - считает генеральный директор ОАО "Энергосбытовая компания московской области" (ЭСКМО) Артур Аушев, - "все мероприятия по энергосбережению они дорогие, и для того чтобы их срок окупаемости находился в пределах рыночных параметров – скажем, 5 лет – для этого стоимость энергоресурсов должна быть соответствующей. Если энергоресурсы стоят одну копейку, то невозможно заниматься мероприятиями по энергосбережению. Это не бизнес и никакой инвестор в этом не будет заинтересован. Сегодня, когда уходит перекрестное субсидирование и появляется объективная стоимость электроэнергии, энергосбережение становится все более и более насущным вопросом".
 
 Поэтому перевод энергетики на рыночные рельсы должен привести к снижению тарифов.  "Мы видим, что, несмотря на введение рынка, по-прежнему увеличивается стоимость газа, стоимость первичных энергоресурсов", - говорит Артур Аушев, - "сейчас Россия присоединяется к всевозможным протоколам в области экологии и соответственно растут расходы крупных генераторов электроэнергии. Чем ближе мы к требованиям Евросоюза, тем выше будут экологические отчисления и тем выше будут тарифы. Плюс надо помнить про износ оборудования, потому что многим станциям по 50 лет".
 
Как раз сегодня страна переживает годовщину аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. По плану, утвержденному Минэнерго, новые агрегаты СШГЭС должны быть смонтированы и запущены в эксплуатацию: в 2011 г. - один агрегат, в 2012 г. - три, в 2013 г. - два. Между тем, трагедии можно было бы и вовсе избежать, если бы бизнес был заинтересован в модернизации оборудования.
 
Между тем, основная задача властей, по данным Минэнерго - оснащение страны приборами учета. Закон устанавливает конкретные сроки: до 1 января 2011 г. все юридические лица, госучреждения должны быть оснащены приборами учета энергетических ресурсов и не позднее, чем через месяц после их установки рассчитываться за потребленный ресурс на основании данных приборов учета.
 
До 1 января 2012 г. все собственники жилых домов и квартир в многоквартирных домах должны иметь приборы учета как для дома в целом, так и для каждой квартиры (кроме тепловой энергии) с правом обратиться в ресурсоснабжающую организацию за установкой приборов учета на условиях рассрочки платежа на 5 лет. Для всех ресурсоснабжающих организаций вводится требование об организации с 1 июля 2010 г. деятельности по установке и эксплуатации приборов учета поставляемого ими ресурса для обслуживаемых ими потребителей. Если потребитель в срок не установил прибор учета, ресурсоснабжающая организация в течение года обязана установить такой прибор учета, а потребитель оплатить связанные с этим расходы равными долями в течение 5 лет.
 
Кроме того, вводится новая идеология государственных закупок.  С 1 января 2011 года для государственных и муниципальных нужд запрещено закупать лампы накаливания любой мощности, используемые в целях освещения. Вводится право устанавливать минимальные требования по энергоэффективности при закупке любых товаров для государственных нужд. Для формирования таких требований Минэнерго России ежегодно, начиная с 2011 года, будет проводить анализ закупаемых товаров, позволяющий выявить товары, при использовании которых можно добиться существенной экономии энергоресурсов. Также будут анализироваться требования по энергоэффективности, применяемые другими странами. Одновременно Минпромторгом России будут формироваться предложения по изменению существующих и (или) введению новых требований энергетической эффективности товаров.
 
Так же вводится требование для производителей и импортеров маркировать продукцию по классам энергоэффективности: с 2011 г. - все бытовые энергопотребляющие устройства; с 2012 г. – компьютерную и оргтехнику; с 2013 года и далее – иные товары, по решению Правительства Российской Федерации.
 
Изменение коснутся и тарифной политики. Одним из основных стимулов к повышению энергоэффективности естественных монополий, организаций коммунального комплекса является применение долгосрочных методов тарифного регулирования, в первую очередь, метода доходности инвестированного капитала. Тарифы будут устанавливаться на три года и более, с одновременным закреплением обязательств компаний по надежности и качеству предоставляемых услуг.
 
При таком регулировании у компаний возникают стимулы сокращать затраты, в том числе на энергоресурсы, и повышать эффективность использования ресурсов, так как полученная в результате экономия сохраняется у компании и может быть использована на любые цели. Законом вводятся требование к организациям коммунального комплекса, обязывающие организации учитывать при формировании инвестиционных программ мероприятия по повышению энергетической эффективности. Требования по повышению энергетической эффективности - один из существенных критериев при анализе инвестиционных программ естественных монополий.
 
В рамках рабочей группы по направлению энергоэффективность, созданной Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России реализуются проекты, направленные на отработку экономически оправданных и тиражируемых впоследствии решений. Например проекты: «Энергоэффективный город» и «Энергоэффективная социальная сфера».
 
Эти проекты должны показать возможности и препятствия практической реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности на примере отдельных муниципальных образований и учреждений. 
 
Для проекта установлены целевые индикаторы исходя из следующих условий: с одной стороны необходимо добиться максимально возможного снижения расходов семьи и учреждения на оплату жилищно-коммунальных услуг, с другой стороны достижение этих показателей должно быть экономически оправдано с точки зрения затрат на их реализацию.
 
Проекты только начаты, но уже есть первые результаты. По результатам обследований жилого квартала одного из городов выявлены экономический привлекательные мероприятия по энергосбережению – срок их окупаемости не превышает 5 лет. В жилом секторе реализация  таких мероприятий позволит экономить до 10% от текущего потребления. В социальном секторе - до 25%. Это только предварительные данные.
 
Срок реализации проекта рассчитан на 2010-2011 гг., затем предполагается тиражирование его опыта по всей территории Российской Федерации. Важные функции в деле повышения энергоэффективности возложены на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Во-первых, это координация и мониторинг работ по энергоэффективности на своей территории.
 
Необходимо отметить, все без исключения субъекты Российской Федерации и муниципальные образования с 1 августа текущего года утвердили программы энергосбережения для своих территорий. МЭР уже призвал всех комплексно подойти к этой задаче. Эти программы должны задать вектор энергосбережения для всего вашего региона на ближайшие несколько лет - и здесь важно выбрать наиболее оптимальные подходы и решения.  Вторая важная функция субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - это повышение эффективности использования энергетических ресурсов в бюджетном секторе.
 
Напомним, что с текущего года бюджетные учреждения обязаны экономить более 3% энергоресурсов в год. Нормативные акты о соответствующем сокращении финансирования бюджетных учреждений находятся в стадии согласования.
 
Анна Ефимовец

смотрите также

показать больше статей