Как искоренить энергетический нигилизм?

Вопросы энергоэффективности и энергосбережения стали главным курсом модернизации. Ведь сегодня Россия является одной из наиболее энергоемких в мире...

30 Июля 2010 17:43:19
автор: Антон Павлов
В последнее время вопросы энергоэффективности и энергосбережения активно обсуждаются и первыми лицами государства, и на муниципальном уровне. С чем это связано? В первую очередь с тем, что рост экономики в стране напрямую зависит от повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Для нашей страны это наиболее низкозатратный и приоритетный курс модернизации. ЭнергоэффективностьСегодня Россия превосходит развитые страны по уровню энергоемкости продукции примерно в 2,5 раза, то есть является одной из наиболее энергоемких в мире. 
 
Конечно, частично можно объяснить столь высокое энергопотребление ростом ВВП, высокой долей промышленной продукции в общем объеме производства, достаточно низкими средними температурами воздуха и просто обширной территорией страны. Но объяснить таким образом можно только 80% объема энергопотребления в России. В то же время, по оценкам экспертов, если довести уровень внедрения энергосберегающего и энергоэффективного оборудования до уровня стран ЕС, то энергопотребление в России удалось бы снизить на 35%. Согласно данным Всемирного банка, реализовав потенциал повышения энергоэффективности, Россия ежегодно может экономить 240 млрд куб. м природного газа, 340 млрд кВт ч электроэнергии, 89 млн т угля, 43 млн т нефти и ее эквивалента в виде переработанных нефтепродуктов.
 
Повысив энергоэффективность в городском жилищно-коммунальном хозяйстве, расширив использование возобновляемых источников энергии на базе инновационных технологий, рационально и эффективно используя энергоресурсы в промышленности и естественных монополиях, мы увеличим долю использования технического потенциала энергосбережения к 2015 году до 30%,, а к 2020-му — до 40%, т.е. удвоим по сравнению с текущими значениями. 
 
Но кто сегодня в России отвечает за энергоэффективность? Основным документом, регламентирующим эту деятельность, является федеральный закон № 261, принятый 23 ноября 2009 года. На федеральном уровне работу ведут: комиссия при президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России и рабочая группа по энергоэффективности в составе этой комиссии под руководством главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы под руководством вице-премьера Игоря Сечина и рабочая группа по направлению энергоэффективности. Активно вовлечены в процесс Минэнерго, Минэкономразвития, Минрегион, Минпромторг и ряд других ведомств. Назначены ответственные за энергосбережение и повышение энергоэффективности в каждом регионе и муниципалитете. Основная проблема состоит в том, чтобы наладить информационный обмен между различными структурами и ведомствами, донести до регионов положения нового федерального закона. 
 
Но закон этот достаточно сложный, каждое его направление требует серьезной организационной работы. "Весной представители президента провели совещания в своих федеральных округах, посвященные реализации ФЗ-261", - рассказал гендиректор ФГУ "Российское энергетическое агентство" Тимур Иванов, - "мы принимали участие в каждом из них. Можно сказать, что наибольшее количество вопросов у регионов вызывает выполнение требования об обязательном ежегодном 3-процентном снижении потребления энергоресурсов бюджетными учреждениями".
 
Между тем, что к4асается бюджетников, то сегодня модно говорить о пресловутой ментальности, стоящей на пути энергетической эффективности. "У нас сегодня основными потребителями энергоресурсов являются крупные промышленные предприятия и бюджетная сфера", - считает генеральный директор ОАО "ЭСКМО" Дмитрий ГотлибДмитрий Готлиб, - "и проблемы с особой ментальностью, действительно, есть. Я имею в виду социальные учреждения. Сама специфика построения экономики в бюджетной сфере, когда выделяются какие-то деньги и их надо обязательно израсходовать, уже изначально не ориентирована на какую-либо экономию. Принцип бюджетных предприятий – лучше мы все сделаем с запасом, путь там еще два агрегата лишних работают, зато у нас будет за все полное спокойствие. Я считаю, что бюджетные предприятия должны в первую очередь проходить энергообследование".
 
"Нашу основную задачу мы видим в том, чтобы от общих формулировок закона перейти к конкретному решению для каждого региона", - считает гендиректор ФГУ "РЭА" Тимур Иванов, - "например, нужно учитывать географическую специфику регионов, понимать, что, скажем, в Ростовской области и Красноярске ресурсы, затраченные на реализацию программы энергосбережения, будут значительно отличаться".
 
И только перевод энергетики на рыночные рельсы приведет к снижению тарифов. "Мы видим, что, несмотря на введение рынка, по-прежнему увеличивается стоимость газа, стоимость первичных энергоресурсов", - говорит гендиректор ОАО "ЭСКМО" Дмитрий Готлиб, - "сейчас Россия присоединяется к всевозможным протоколам в области экологии и соответственно растут расходы крупных генераторов электроэнергии. Чем ближе мы к требованиям Евросоюза, тем выше будут экологические отчисления и тем выше будут тарифы. Плюс надо помнить про износ оборудования, потому что многим станциям по 50 лет".
 
И все равно реформа "сбивает" тариф через механизм конкуренции. Между тем, государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, согласно статье 27 закона № 261, может осуществляться по ряду направлений. Основные их них: это содействие в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Обучение использованию энергосервисных договоров (контрактов). Помощь в разработке и использовании объектов и технологий с высокой энергетической эффективностью. Содействие в строительстве многоквартирных домов с высоким классом энергоэффективности. Поддержка региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Реализация программ стимулирования производства и продажи товаров с высокой энергоэффективностью. 
 
Но универсальной программы действий, которую можно было бы рекомендовать  энергопотребителям пока нет.  Это сложный и трудоемкий процесс. Конечно, было бы идеально, если в каждом учреждении будет назначен ответственный за энергоэффективность, проведено обучение персонала, энергоаудит. Но это дорого. Зато на рынке есть грамотные специалисты, которые могут взять эти хлопоты на себя и попробовать помочь сэкономить. 
 
Например, Энергосбытовая компания Московской области – ОАО "ЭСКМО", работала с каждым предприятием, отдельно выстраивала график отношений, выстраивала индивидуальную цену, индивидуальный профиль энергопотребления на оптовом рынке для того, чтобы минимизировать стоимость покупной электроэнергии. Предприятия быстро развивались, больше отчислений поступало в бюджет – идеальная структура в условиях растущей экономики. 
 
Потому что на предприятии специалисты появятся еще не скоро. Сейчас их просто нет. Минэнерго лишь определило 20 вузов по стране, уполномоченных на проведение обучения по энергоаудиту и экологической грамотности. Но на реализацию этих планов потребуется большое количество времени. Помочь в первую очередь может наиболее полное владение информацией в области энергоэффективности и энергосбережения.
 
Антон Литвинов

смотрите также

показать больше статей