Для прохода в метро по мобильнику придется менять "симку"

Сотовые телефоны с нового года превратятся в мобильный кошелек, с помощью которого можно будет оплатить проход в метро.

02 Ноября 2010 12:56:48
автор: Федор Лобер
Сотовые телефоны для россиян постепенно перестают быть только средством общения. Так, например, с помощью телефона некоторые жители Зеленограда уже оплачивают телетрансляции в Интернете, размещают платные объявления, пользуются возможностью платного скачивания фильмов и музыки. аэроэкспрессА с нового года телефон может для многих из них превратиться еще и... в мобильный кошелек.
 
С января 2011 года в Московском метрополитене заработает системы оплаты проезда с помощью мобильного телефона. Об этом сегодня сообщил на заседании столичного правительства начальник московской подземки Дмитрий Гаев.
 
По его словам, проезд в метро уже можно оплатить при помощи банковской карты ряда банков, которые заключили соответствующее соглашение с Московским метрополитеном. "У нас развивается система оплаты с банковских карт: банками выпущено 120 тыс специальных карт, из которых активно используются уже 100 тыс", - уточнил он.
 
"Сейчас мы работаем с оператором сотовой связи МТС по оплате проезда с помощью мобильного телефона. С января такой способ оплаты пойдет", - сообщил Гаев. Он также добавил, что для сокращение очередей в кассы метрополитена в вестибюлях станций будут установлены специальные автоматы по продаже билетов, однако не назвал сроков начала их установки.
Причиной, по утверждению представителей метрополитена, являются длинные очереди в кассах. Однако никаких скидок пользователям "мобильного" варианта оплаты метро предоставлять не собирается - таким образом, особого стимула применять его не будет.
 

Кроме того, сегодня мэр Москвы Сергей Собянин сегодня на заседании столичного правительства предложил метрополитену найти способы "удешевления" строительства новых линий, а "чтобы вам не было скучно – Счетной палате и департаменту транспорта и дорожного строительства проверить работу метро". По поводу удешевления строительства метро Собянин сказал, что не хочет "называть цифру, на которую это нужно сделать, но я думаю, вы понимаете ответственность и значение этих мер". Мэр обратил внимание на то, что вместе с увеличением финансирования строительства метро "сразу же увеличивается и стоимость километра, и вместо нового километра мы получаем израсходованные бюджетные деньги". По данным начальника московского метро Дмитрия Гаева, сейчас прокладка одного километра линий метрополитена стоит порядка 5 млрд рублей. Собянин отметил ,что должна быть подготовлена комплексная программа развития метрополитена, "как составной части программы развития московского транспортного узла". При этом, она должна быть скоординирована с транспортным узлом Московской области и федеральными проектами строительства дорог. По словам Собянина, на развитие этой программы дается не больше двух месяцев. Между тем, проект сегодняшний проект постановления о повышении качества и безопасности перевозок отправлен на доработку. "Здесь о безопасности нет ничего. Странный документ", - констатировал мэр.

К 2020 году московский метрополитен может "вырасти" на 120 км, в целом же, "разгрузить" подземку помогут 100 км новых линий. Об этом сообщил сегодня на заседании столичного правительства начальник метрополитена Дмитрий Гаев. По его словам, сейчас длина линий московской подземки составляет 301 км - это 182 станции, 282 выходов и среднесуточный пассажиропоток 8,4 млн человек.

"У нас 26 пересадочных узлов – это 66 станций, через которые проходят ежедневно 5,8 млн человек – или 68 проц от всего пассажиропотока", - отметил Гаев. При этом, добавил он, 86 станций в "час пик" пропускают 20 тыс пассажиров в час. "На сегодняшний день перегружено восемь линий метро из 12. Причем перегрузка составляет от 10 до 40 проц", - уточнил Гаев. По данным Гаева, в ближайшие три года – с 2011 по 2013 – запланировано введение 10,3 км новых линий с открытием станций "Пятницкая", "Новокосино", участки Люблинской линии от Марьино до Зябликово. Однако, "необходимо наращивать темпы строительства. Мы реально можем к 2015 году построить 44 км линий метро, а к 2020 – порядка 120 км". "Тогда все периферийные районы будут охвачены метрополитеном, будет построен третий пересадочный контур и первая вылетная линия Кожуково-Люберцы", - отметил он. По его данным 44 км - это третий пересадочный контур "Парк Победы - Деловой Центр – Савеловская". Соединение в северной части четырех линий метро – Арбатско-Покровской, Таганско-Краснопресненской, Серпухово-Тимирязевской и Замоскворецкой. "Все это позволит снизить пассажирскую нагрузку на Серпуховско-Тимирязевскую, Калужско-Рижскую линии",- отметил Гаев. Для того, чтобы снизить напряженность на метрополитен, Гаев предложил в местах, где пассажиропоток не превышает 30 тыс человек в час, строить линии скоростного трамвая и "легкого метро" - "это и быстрее и дешевле".

Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, "в Москве будет увеличена интенсивность строительства метро до 15 км в год. Прошу предоставить соответствующие меры, обеспечивающее это решение". Собянин также поручил руководству метрополитена найти способы "удешевления" строительства новых линий, а "чтобы вам не было скучно – Счетной палате и департаменту транспорта и дорожного строительства проверить эту работу". Как отметил Собянин: "По поводу удешевления строительства метро, я не хочу называть цифру, на которую это нужно сделать. Но, я думаю, вы понимаете ответственность и значение этих мер. Мы сейчас увеличиваем финансирование строительства метро, сразу же увеличивается и стоимость километра. И вместо нового километра мы получаем израсходованные бюджетные деньги". По данным начальника московского метро Дмитрия Гаева, сейчас прокладка одного км линий метрополитена стоит порядка 5 млрд рублей.

В поезд через SMS? 
Предлагаемая технология оплаты проезда с помощью мобильника ничем не лучше. Там будут применяться те же самые тарифы, что и на обычные билеты. Что еще хуже, переход на этот вариант оплаты потребует от пассажира дополнительных усилий - приобретения специальной сим-карты (потребуется ли для этого менять номер телефона, не вполне ясно). После этого в некоторых мобильниках можно будет самому активировать один из обычных тарифов, с другими - придется обращаться за этим в кассу, то есть процесс будет мало отличаться от обычной покупки билета в той же кассе.
 
Мобильник, на котором есть активированный тариф, можно будет поднести к турникету и таким образом пройти в метро. Деньги списываются со счета мобильного телефона. Очевидно, что столь многоступенчатая и при этом не дающая никакого финансового стимула схема мало кому будет нужна. Однако московский метрополитен упорно продолжает попытки изобрести велосипед вместо очевидного и общепринятого в мире решения в виде удешевления многоразовых билетов и введения выгодных постоянных проездных. 
 
Госдума уже приняла в первом чтении закон, разрешающий оплачивать посредством SMS-сообщений счета за электричество, газ, горячую и холодную воду. Также можно будет купить за SMS одежду и продукты в интернет-магазинах, покупать билеты в театр и на футбол. Достаточно лишь иметь на своем мобильнике достаточную сумму денег для осуществления этих покупок...
 
Летом этого года МТС и «Московский метрополитен» представили на суд общественности готовое технологическое решение для оплаты проезда с помощью мобильного телефона по технологии NFC. Такой способ расчета подразумевал покупку электронного билета в метро через перечисление средств с мобильного счета абонента. Так, что если данный законопроект Госдумы пройдет все чтения и будет принят, то, уже начиная с 1 января 2011 года, все физические лица смогут воспользоваться возможностью оплаты через SMS всего вышеперечисленного.
 
Как ранее сообщал начальник службы сбора доходов столичной подземки Владимир Жучков, для оплаты проезда в метро с помощью мобильного телефона нужно будет приобрести специальную сим-карту и приложить ее к считывающему устройству турникета. По его словам, перед запуском проекта в метро начнут продавать специальные сим-карты, адаптированные для обычных мобильных телефонов. "Цена проезда, оплаченного с помощью мобильного телефона, будет соответствовать установленным тарифам", - подчеркнул чиновник. Он пояснил, что при оплате проезда новым способом с сотового телефона будет списываться сумма, затраченная на проезд, а владельцу аппарата будет приходить соответствующее сообщение. Жучков сообщил, что планируется оборудовать специальными считывающими устройствами все турникеты на всех станциях метро. По его мнению, новые возможности оплаты проезда будут востребованы пассажирами и помогут существенно сократить очереди в билетные кассы.
 
Пускать везде
Вслед за метрополитеном, компания "Аэроэкспресс", поезда которой возят пассажиров из Москвы в столичные аэропорты, собирается внедрить систему бесконтактной продажи билетов. Проезд можно будет оплатить с помощью мобильного телефона, приложив его к специальной метке в пункте продажи билетов. 
 
Система бесконтактной продажи билетов выглядит слишком сложной. Для того, чтобы воспользоваться новой услугой, нужно будет сменить в телефоне SIM-карту и вставить в него дополнительную антенну. SIM-карта будет нести специальное программное обеспечение - виртуальный кошелек, куда абонент сможет переводить деньги с лицевого счета для оплаты будущих поездок. Кроме того, телефон должен поддерживать систему NFC (Near Field Communication, технология беспроводной связи малого радиуса действия). 
 
Приложив такой модернизированный мобильный телефон к специальной метке в пункте продажи билетов, нужно будет подождать несколько секунд. После того, как на телефон придет подтверждение покупки, стоимость билета будет списана с абонентского счета пассажира. Контроль оплаты проезда осуществляется действующей в "Аэроэкспрессе" инфраструктурой: при помощи валидатора или системой турникетов.
 
Это первая система бесконтактной продажи билетов в России на железнодорожном транспорте. В ноябре фокус-группа из 50 постоянных пассажиров "Аэроэкспресса" начнет трехмесячное тестирование системы на маршруте Москва - "Шереметьево".
 
Аналогичные проекты этой осенью должны быть запущены в московском метрополитене. Для прохода в метро достаточно будет приложить мобильный телефон к турникету. При этом пока новый способ оплаты будет поддерживать только один сотовый оператор - МТС. В перспективе оплачивать проход в метро с помощью мобильного телефона смогут абоненты "Билайна" и "Мегафона".
 

 

смотрите также

показать больше статей