статья

Шойгу признал «диванные войска» частью Армии России

Министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что в России созданы войска информационных операций

22 Февраля 2017 17:44:03
автор: Рамиль Ралеев

Министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что в России созданы войска информационных операций (ВИО), которые возьмут на себя функцию контрпропаганды. Ранее официально о таких войсках не говорилось.

Сергей Шойгу заявил о создании ВИО во время выступления в Госдуме, отвечая на вопрос о необходимости воссоздания управления контрпропаганды СССР. «За это время созданы войска информационных операций, что гораздо эффективнее и сильнее управления существовавшего в в СССР, которое называлось контрпропагандой, - считает Шойгу.

Первый зампред комитета Совфеда по обороне и безопасности Франц Клинцевич рассказал РБК, что войска для информационных операций были созданы в России «недавно» и что информация о них является закрытой.

«Да, контрпропаганда необходима для армии, однако удивительно, что Шойгу говорит о создании целого рода войск», - считает политолог, специалист по истории пропаганды и цензуры Илья Гращенков, - «слово пропаганда, конечно, носит негативные коннотации, однако на самом деле речь идет лишь о том, что бы доносит до неприятельской стороны свою точку зрения. Если говорить о пропаганде в Интернете, то этим занимались блоггеры-наемники, так называемые «диванные войска», которые активно спорили с оппонентами на форумах и в соц-сетях. Но, по всей видимости, эти люди просто финансируются из бюджета Минобороны, вряд ли они служат в ВС России, имеют какие-то звания. Поэтому странно, что об этом говорит Шойгу, да еще на открытом заседании Госдумы».  

 Историческая справка:

Всей пропагандой руководило Управление пропаганды и агитации ЦК партии (УПА), которое было создано 3 августа 1939 г. с целью объединения структурных подразделений ЦК, отвечающих за партийную пропаганду. Управление руководило пропагандой и агитацией в стране при помощи подконтрольных ему средств массовой информации; издательств и т.д.; осуществляло теоретическую подготовку партийных и государственных служащих. Первоначально в составе Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) имелось пять отделов: партийной пропаганды, марксистско-ленинской подготовки кадров, печати, агитации и культурно-просветительских учреждений. Впоследствии его структура усложнилась.

Отдел печати был самым крупным в УПА, в нем было сосредоточено около трети всех сотрудников. Как пишет В.А. Невежин, «этот отдел, во-первых, осуществлял наблюдение за работой центральной и местной периодической печати, проводя в жизнь указания высших партийных органов; во-вторых, следил за проверкой и подбором кадров для редакций газет и журналов; в-третьих, рассматривал тематические планы основных издательств; в-четвертых, отвечал за тиражную политику, наконец, в-пятых, курировал работу Телеграфного Агентства Советского Союза (ТАСС) и Главлита».

Под контролем УПА находились Телеграфное Агентство Советского Союза (ТАСС), Советское информационное бюро (СИБ), ответственные за выбор новостных сообщений, а также за правильную презентацию информации в текстах и изображениях, в плакатах и фильмах. В систему пропаганды входило также радио (представленное Радиокомитетом), кино (Комитет по делам кинематографии), цензура (Главлит). Пропагандой в армии руководило Главное политическое управление РККА (ГлавПУРККА), которое было создано в 1929 г. и функционировало на правах самостоятельного отдела ЦК ВКП(б). В распоряжении ГлавПУРККА имелась мощная издательская база. Центральным печатным органом являлась газета «Красная звезда».

Имелась широкая сеть окружных изданий. Выходило немало военных журналов. Крупнейшие из них («Пропагандист и агитатор РККА» и «Политучеба красноармейца») являлись печатными органами Политуправления РККА. Последний начал выходить по решению ЦК ВКП(б) с февраля 1939 г. и предназначался для групповодов (руководителей) политических занятий с личным составом. Армейская периодическая печать играла ведущую роль в политико-пропагандистской работе.

В целом, для советской системы характерна была вовлеченность в пропагандистскую работу широкого круга государственных институтов (различные комитеты, культурно-просветительские организации, лекционные бюро, профсоюзы и т.д.).

За внешнюю и внутреннюю пропаганду отвечали, в основном, одни и те же органы (только разные отделы), но поскольку нас в данном исследовании интересует внешняя пропаганда (так как информационная борьба вокруг Катыни велась с зарубежными противниками), будем останавливаться более подробно именно на ней.

В 1931 г. был создан Всесоюзный комитет по радиовещанию (ВКР) при Наркомате почт и телеграфов. С 1932 года после преобразования Наркомпочтеля был переименован в ВКР при Наркомате связи СССР. А в 1933 году появился самостоятельный общесоюзный орган управления — Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (ВРК) при Совете Народных Комиссаров СССР. Именно этот орган обычно для краткости именуется в литературе Радиокомитетом4.

После начала Великой Отечественной войны основные радиостанции Москвы и некоторых других городов, расположенных в зоне военных действий, были демонтированы и эвакуированы на восток страны. В связи с этим центральное вещание было переведено на короткие волны и сокращено с трех программ до одной.

смотрите также

показать больше статей