интервью

«Остров Калининград»

О том, почему Калининград – это «президентский проект», как дружить с оппозицией, почему для статуса русской витрины в Европе нужна утопия в духе a’la Russe и  о возможном воссоздании центра современного искусства  - директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков.

31 Августа 2016 12:54:28
автор: Анна Ефимовец

О том, почему Калининград – это «президентский проект», как дружить с оппозицией, почему для статуса русской витрины в Европе нужна утопия в духе a’laRusseи  о возможном воссоздании центра современного искусства  - директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков.

- В Калининграде новый врио губернатора, но уже сейчас ясно, что его победа на выборах – это некая условность. Почему ушел Николай Цуканов и какие задачи будут поставлены перед новым губернатором Евгением Зиничевым?

- Насколько я знаю, угроза отставки висела над Цукановым весь срок его пребывания у власти, но, что называется, руки никак не доходили. Да и внятных кандидатур на замену не было, к тому же помогали лоббисты из федерального Правительства. В общем, как-то удалось дотянуть до выборов, избраться с неплохим результатом. Но тут ситуация резко поменялась, что связано и с международными отношениями России и внутренним экономическим кризисом. Конечно, в этом рейтинге «устойчивости» Николай Цуканов шел под явную замену. Ставленник Медведева, связанный с местными ФПГ, которые в некотором роде связаны со странами Прибалтики, сумбурная внутренняя политика. В общем, это решение было принято на самом верху, а потому в логике до конца понятной лишь одному человеку, мы же можем только предполагать.

- А новый врио губернатора? Каковы его задачи?

- Полагаю, что главная его задача – это сохранять верность Кремлю, не проявлять слабости и навести порядок в местном придворном болоте, он, так скажем, универсальны для всех новых назначенцев из т.н. «новых силовиков». Интересно другое, что все тактические преимущества людей нового путинского призыва они как бы находятся в резерве, на час «Ч». Но он может никогда и не настать, а регионом надо управлять и не просто управлять, а улучшать жизнь, решать клубок проблем доставшихся в наследство. И здесь Калининград – это особое место. Я бы сравнил его с Екатеринбургом по степени развития гражданского общества, правда, в отличие от уральской столицы денег в Калининграде в разы меньше, а значит и меньше людей претендующих на политические инвестиции и серьезную игру.

- Оппозиция – это то, с чем любому губернатору меньше всего хочется иметь дело.

- Ну, сегодня оппозиция целиком ориентирована на Цуканова и даже после его скоропостижного ухода, не успела переориентироваться. Для них Евгений Зиничев – это подарок, человек который поможет восстановить справедливость, наказать всех тех, кто в предыдущие годы унижал их. Ведь кто входит в калининградскую т.н. оппозицию? Несколько крупных чиновников муниципального уровня, завязанные на них ФПГ, чиновники администрации экс-губернаторов, да представители гражданского общества – блогеры и журналисты. Вот, пожалуй, все. И сегодня они могут стать союзниками Зиничева, если он сумеет найти к ним подход. Как раз проблемой Цуканова было то, что он контактировал с людьми в формате начальник – подчиненный, как то самоутверждался за счет некоторых. Полагаю, что Зиничев будет выстраивать партнерские отношения с теми, кто может помочь ему в осуществлении поставленных задач. Он же не местный царек, а представитель спецслужб, которые претендуют на определение государственной политики. Вот, например, в древнем Китае наиболее почитались те полководцы, которые покоряли противников без битв.

- И какие же задачи ставит Государство перед Зиничевым?

- На сегодняшний день у него задачи самые прозаичные – войти в курс дел, сформировать команду, найти общий язык с горизонтально интегрированными структурами. В общем, все как обычно. Более сложная задача – предложить собственный вектор развития региона, написать стратегию, вложить в нее определенные смыслы и т.д. Я слышал, что Евгений Зиничев предложил придать Калининграду статус русской витрины в Европе. Это очень интересная идея, если понимать, как она будет реализована и что на этой витрине будет выставлено. На мой взгляд, идея именно Русской Европы – это такая прекрасная утопия, которая вполне может существовать. Вспомнить хотя бы роман Василия Аксенова «Остров Крым», где на небольшой территории выжило и успешно развивалось государство – наследник царской России. У Аксенова это такая территория вечного праздника, где русское репрезентуется не как что-то лубочное. У нас есть русская литература, русская живопись, а русский авангард – это вообще уникальное явление. Такие выдающиеся деятели искусства как Малевич, Татлин, Кандинский, Гончарова и многие другие, русский неоавангард 60-70-х гг., и в конце концов русское современное искусство. Вот что должно стоять в витрине России в Европе. И потом, не стоит забывать, что суть витрины – продавать. В данном случае имидж России и если же в витрину опять поставят условных казаков, то кому это будет интересно? А вот если у европейца появится шанс провести выходные в прекрасном заповеднике в стиле «а-ля рюс», в принципе это было бы прекрасно и для любого россиянина, уставшего от засилья всякого рода «чайханы». Надо сказать, что опыт создания в Перми столицы современного искусства был крайне удачен, но Пермь обрела этот статус скорее вопреки всему, тогда как Калининград – крайне перспективен для этого.

- Но кто будет платить за этот «остров»?

- Так смысл в том, чтобы не платить, а организовать. У нас привыкли все решать исключительно деньгами, вливая миллиарды во что-то несусветное. Вот в Калининграде уже 10 лет не могут запустить игорную зону, а деньги тратят. Что касается статуса витрины, то здесь нужно действовать как раз игровыми методами. Привлечь к созданию проекта творческих людей, с идеями, организовать честные конкурсы проектов. Так, кстати, работали в раннем Советском Союзе, пока все не поглотила тотальная бюрократия. Ведь для людей важны, прежде всего, возможности. Можно смягчить условия ведения бизнеса, например, в сфере туризма, арт-менеджемента, других нужных направлений, использовать гранты, как метод стимулирования. В общем, что бы построить что-то реально работающее, нужно привлекать к этому реальных людей, а не плодить очередные симуляции коррупционных процессов.

- А может лучше витрину в духе русского медведя? Патриотический парк с ракетами «Тополь М» и танками и все такое прочее?

- Может быть. Только для чего нужен образ этого Мордора? Мы – не Северная Корея. Да и вообще, если мы хотим показать, что мы – сильное, уверенное в себе государство, то нужно ведь не оружием бряцать, а излучать достоинство и уверенность. Кстати, танки то популярны не столько потому, что наш народ на них молится, а потому, что почти 70 млн. русских играют в WorldofTanks. Тоже, кстати, важная тенденция. У нас в стране киберспорт находится на каком-то маргинально уровне, тогда как реально – это новая мировая тенденция, с миллиардными оборотами, миллионными призами.

- Совсем скоро мы узнаем, к чему движется новый врио губернатора…

- Да, полагаю, что скоро. Увы, сегодня Калининград – незаслуженно обойден вниманием. Может быть статус президентского «личного проекта» поможет переломить эту ситуацию? 

смотрите также

показать больше статей