авторский блок

Putin O Muerte!

Российская политика перестает быть делом элит и становится делом каждого.

04 Апреля 2016 00:09:00
автор: Андрей Гриднев

В начале «нулевых» главный политолог Кремля Глеб Павловский сформулировал принцип-доктрину «Путинского большинства». Идея была проста и понятна: лояльность в обмен на деньги. Население де-факто отказывается от участия в политике в обмен на т.н. стабильность - возможность потихоньку налаживать быт. А отъедаться оголодавшему «советикусу» пришлось без малого десяток лет. Даровые кредиты позволили оттянутся за потерянные годы советской власти. Народ рванул на отдых в Турцию, влез в ипотеку, автокредит, микрокредит. Но в 2016 году всего этого не стало. Стабильность обернулась миражом. Глеб Павловский был выпровожен из-за зубцов, а его место заняли идеологи которые попытались сформулировать новый принцип, уже не путинского большинства, а путинского всецелого: «Россия – это Путин».

2014 год Россия пережила на запасах «подкожного жира», но уже в 2015 пришлось ставить капельницу с физраствором в виде телевизионной пропаганды. Если ранее народ и собирался затягивать пояса (многие считали, что, конечно же в шутку), то только за Крым. Но потом началась какая-то жуткая чехарда телесюжетов из которых стало ясно: мы одни на планете - кругом лишь враги. В Европе – геи и беженцы, в Америке – геи и террористы, Россия же – остров, прекрасный и девственно чистый. Полыхал Донбасс и Луганск, а российские мужики готовились записываться в ополченцы (но чаще все кончалось пьянкой и тяжким похмельем). Затем кадр сместился на Восток, выяснилось, что курортная туретчина – древний враг, поднявший голову. Затем шарахнула Сирия, где кто-то кого-то бомбил, но главное, что победила Россия. От такой резкой смены сюжета в голове зрителя постепенно стали стираться причинно-следственные связи. Синопсис стал катарсисом. А в какой-то момент народ с ужасом обнаружил, что пояса-то уже затянуты, шутки кончились и отступить уже некуда.

Но, увы, система власти централизовалась настолько, что кроме исполнения простейших функций распределения бюджета оказалась больше ни на что не способной. Правительство (во главе с экс-президентом Медведевым), губернаторы (выбрано-назначенные), мэры (лишенные полномочий), депутаты (работающие в режиме принтера), сенаторы (заседающие с заграничных вилл) – вся эта «вертикаль власти» оказалось абсолютно бессмысленной и бесполезной.

Импортозамещение обернулось контрабандой. Переупаковка продуктов в дружественной Сербии и Белоруссии – вот главный ответ на антисанкции. Ни дешевых кредитов, ни налоговых каникул, ни фермеры ни другие производители так и не увидели. Зато выросли поборы, причем сразу для всех. С работающих и пенсионеров, с дачников и владельцев городских квартир, с дальнобойщиков и квадроциклистов. Именно тогда на всю Россию и стала известна фамилия близкого к Путину миллиардера – Аркадия Ротенберга. Выяснилось, что большую часть новых поборов допущен собирать именно он. Народ попытался поморщится, дальнобойщики даже вышли на акции протеста. Но Кремль прореагировал сдержано. Пояса затянуты, крепитесь.

Сегодня журналистами из организации OCCRPбыло опубликовано расследование о Владимире Путине и его близких друзьях. Суть проста, как считают журналисты, личное состояние российского президента оценивается в 2 млрд. долларов. А лежат эти деньги в офшорах Панамы. «Мир уже не будет прежним, после нашего расследования», - предупреждал накануне соавтор публикации. Но россиян это особо не впечатлило. Ну, подумаешь, 2 млрд. и что тут такого? К коррупции в России как-то уже привыкли, а первое лицо и вовсе должно быть богаче всех остальных. К тому же американцы и англичане хотят отнять у Путина власть, стало быть, деньги нужны для защиты от врага. Ведь «Нет Путина – нет России», как уже говорили в Кремле.

Но Владимир Путин – это скорее фон внутренней российской политики. И на этом монотонном фоне наблюдается резкая активизация региональной политической жизни. Во-первых, в сентябре грядут выборы в Госдуму. И если раньше «Путинское большинство» действовало согласовано – выдвигала правильных кандидатов от «Единой России» против неправильных (всех остальных), то в этот раз ситуация будет в корне иной. Приняв трактовку о всецелой роли Путина в жизни России, коммунисты, социалисты и даже некоторые «правые» решили развернуть борьбу внутри этой парадигмы против вчерашних апологетов режима – единоросов.

Рейтинг партии низок как никогда. Особенно он упал после того, как ее возглавил непопулярный в народе премьер-министр Дмитрий Медведев. К тому же с «медведями» собираются конкурировать представители т.н. «партии Путина» - Народного Фронта, организации предполагающей основной ценностью личную преданность Путину как человеку. На фоне того, что стабильность оказалось миражом, резко вырос и рейтинг «левых» партий – коммунистов и социалистов. Их рейтинг в сумме перевалил за 30%, а в некоторых регионах достиг 40-45%.

Такая дезориентация во властных структурах произошла впервые с 2004 года. Крепость не обрушилась, но на стене показались трещины. К ним и устремились политики новой волны всех мастей. Это, в первую очередь, бизнесмены (класс наиболее пострадавший в этот «патриотический кризис») требующие политической сатисфакции за финансовые потери. Им нужен законодательный лоббизм, их раздражают глупые и неповоротливые региональные чиновники-назначенцы, именно они хотят донести до Путина идеи – как реформировать страну, как выживать. Потянулись на выборы и молодые люди, поколение тридцатилетних, для которых власть – это не средство обогащения, а средство самовыражения. Пусть игра, но такая, в которой и голову сложить не зазорно. Они не боятся того, что их будут бить омоновцы и кошмарить прокуроры, местные чиновники для них не авторитет, а в автозак они залезут сами и еще сделают в нем селфи. Идут на выборы и ветераны старой школы, те, кого выбросило на обочину в «тучные нулевые» - вновь востребованы. Перестроечники и патриоты, националисты и рыночники – для многих эти выборы станут последним шансом заявить о себе и своих идеалах.

Народ пошел в политику. Она перестала быть кулуарным делом элит. Теперь мандат нельзя просто так купить, его нужно выигрывать. И к этому оказались не готовы представители того самого «большинства», на которое Путин должен будет опереться в 2018 году, когда подойдет срок выборов Президента РФ. Но к тому времени общество может сильно измениться, так как время золотого застоя прошло. Теперь оно будет меняться и довольно быстро. Сменить ставку на какие-то другие группы уже не получится, в кое то веки россияне консолидированы до состояния рекордного сжатия. Вопрос лишь в том, что настала пора меняться и самому ландшафту. Иначе ставя вопрос ребром: Putin O Muerte нельзя быть уверенным, какой выбор сделает народ.

смотрите также

показать больше статей