авторский блок

Курочка ряба

Радио «Эхо Москвы» меняет формат в угоду Кремля. Перестав быть средством канализации протестных настроений, радиостанция может оказаться неинтересной дял своего основного владельца…

06 Июня 2015 00:14:51
автор: Виктор Глухов

Радио «Эхо Москвы» меняет формат в угоду Кремля. Перестав быть средством канализации протестных настроений, радиостанция может оказаться неинтересной дял своего основного владельца…

Скандал на радио «Эхо Москвы». Описать его можно словами классика – ищите женщину. Ее оказалась 23 летняя помощница главреда некая Леся Рябцева. Далеко не красавица, скорее наоборот, эдакая серая мышка типажа героини фильма «Не родись красивой», умудрилась в короткие сроки рассорить добрую половину либеральной тусовки. Как же ей это удалось?

Проблема, конечно же, не в самой нашей героине. Она лишь орудие в руках хитрого охотника, большого притворщика Алексея Венедиктова, влиятельного медиа менеджера, с внешностью Норберта Кухинке их фильма «Осенний марафон». С 1998 года Венедиктов возглавляет редакцию «Эха», которая почти все «нулевые» годы была прекрасным средством для канализации протестных настроений, позволяющей либеральной оппозиции не прибегать к привычным формам кухонной демократии. Неспроста 66% акций владеет «Газпром-медиа», дочерняя структура одного из столпов нынешнего режима.

Но, похоже, Кремль стал терять интерес к «Эху». Несмотря на то, что радио приносит небольшую прибыль (примерно 17 млн рублей в год), доходы продолжают сокращаться. Да и сумма эта, скажем прямо, для крупного медиа-холдинга весьма символичная. Так что считать, что власть не закрывает оппозиционное СМИ из-за каких-то финансовых выгод, было бы смешно. Более логичным видится высказывание бывшего председателя «Газпром-Медиа» Михаила Лесина, который заявил, что в скором времени станция может стать убыточной, потому что основная аудитория радиостанции – 55+, а 70% рекламы составляют лекарства.

Действительно, зачем держать на балансе дряхлеющую радиостанцию для пенсионеров и городских сумасшедших, когда современные оппозиционеры читают твиттер Навального? Тем более в 2015 году с поста главы «Газпром-медиа» ушел старый знакомый Михаил Лесин, а его место занял молодой протеже олигарха Геннадия Тимченко, хоккеист Дмитрий Чернышенко. Тут Алексей Венедиктов, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, оказался в щекотливом положении. Президент Владимир Путин никогда не испытывал к нему особой симпатии и скорее мирился с существованием «Эха», соглашаясь с мнением коллег, что врагов нужно держать как можно ближе к себе. Одним словом, угроза сокращения финансирования отчетливо замаячила уже в ближайшем будущем. Спасти радио могла только хорошая встряска.

Но не зря Алексей Венедиктов является поклонником Рональда Рейгана, первая роль которого была в фильме «Любовь в прямом эфире». Американцы давно поняли, что зрителю нужно шоу. И это шоу не должно быть добрым, оно должно бить под дых, возмущать, провоцировать и оскорблять. Именно на этой волне в России стало популярным реалити-шоу «Дом-2», а в США до сих пор смотрят и ненавидят «Семейку Кардашьян». Герой такой передачи должен возмущать практически всем. Своей внешностью, происхождением и поведением. Во-первых, такой герой должен быть наглым, надменным и самоуверенным. Во-вторых, он должен обладать набором дефектов, которые позволяют зрителю ненавидеть его за несправедливость положения. Как он смеет? Да кто он такой?

Психологи связывают это с подсознательным стремлением к «подсматриванию» за чужой жизнью, которое удовлетворяется такого рода передачами. Разумеется, действуют здесь и общие факторы, определяющие популярность любых скандальных передач и «мыльных опер»: любопытство и стремление к сильным переживаниям, особенно проявляющиеся на фоне монотонной повседневной жизни.

Такой мыльной оперой становится скандал вокруг «Эха», связанный с введением в сенат коня – помощницы главреда Леси Рябцевой. Она классический пример раздражителя для слушателя «интеллектуала», того самого возраста 55+. Наглая, глупая, замарашка наезжает на «столпов» русской либеральной мысли, вроде экс-премьера Касьянова, которого обвиняет в том, что он «зассал» прийти к ней на эфир. И все-все (включая и нас, разумеется), бросаются пиарить юную Лесю по своим фэйсбучкам и твиттерам. Цель достигнута - «Эхо» покидает «старая перхоть», мешающая развитию новой, прикольной радиостанции. Венедиктов предстаёт в роли мачо, крутого мужика, двигающего свою малолетнюю любовницу (в кремлевской тусовке это модно). Радио начинает слушать фэйсбучная молодежь, ждущая шоу в духе «Дом-2» с грубыми подколками и наездами. Ну и конечная цель – руководство кивает головой и дает финансирование на следующий год.

Курочка ряба снесла яичко, да не простое, а золотое. Дедушка доволен, а стало быть и сказки конец.

смотрите также

показать больше статей