ЦАГИ: надежда российской авиации

Центральный аэрогидродинамический институт в Жуковском отметил юбилей.

06 Декабря 2008 16:38:00
 
Как расскаазал Weekjournal министр промышленности правительства Московской области Владимир Козырев: "90 лет ЦАГИ - это знаменательная дата не только для российской и мировой науки, для авиации и близких ей отраслей, но и всех россиян, для которых авиация стала повседневной жизнью".
 
"Сегодня перед институтом поставлена ещё одна важная задача – он призван стать основной научной составляющей Национального центра авиастроения, который создаётся в Жуковском по Указу президента России", - рассказал НЕДЕЛЕ заместитель председателя правительства Московской области Петр Кацыв
 
Основы российской авиационной науки заложил профессор Н. Е. Жуковский, который своей знаменитой теоремой связал подъёмную силу профиля и циркуляцию и чьё имя носит институт. Первые работы его были теоретическими, хотя Николай Егорович уже в начале прошлого столетия впервые поставил задачу соединения теории и практики. Для этого потребовалось создать экспериментальную базу. Так в 1918 году возник ЦАГИ. Группа талантливых сподвижников Жуковского занималась не только созданием теории крыла, но и проектированием реальных летательных аппаратов. Первые самолеты создавались из дерева.
Новую веху в самолетостроении открыл Александр Туполев, работавший тогда начальником самолётостроительного отдела ЦАГИ. В 1923 году он спроектировал и изготовил первый в России цельнометаллический самолёт. Как это пригодилось в годы Великой отечественной войны! ЦАГИ в совместной работе с КБ обеспечил создание нового поколения военных самолётов с существенно возросшей скоростью полетов. Так учёные и конструкторы ЦАГИ, многие из которых стали позже генеральными конструкторами самолетных КБ, ковали в тылу победу над врагом.
В послевоенные годы (1948 г.) была открыта новая страница – преодолён звуковой барьер. Переход к реактивной авиации и создание стреловидного крыла – ещё одна веха в истории авиации и ЦАГИ, связанная с именами выдающихся учёных – академиков Сергея Христиановича и Владимира Струминского.
В 1980-е годы знаковым событием было создание в ЦАГИ сверхкритических профилей крыла, что позволило значительно продвинуться по скорости и получить прирост аэродинамического качества около 20%. Эти работы возглавляли академики Георгий Свищев и Георгий Бюшгенс, воспитавшие целую плеяду учёных, многие из которых сих пор трудятся в ЦАГИ.
Наконец, в 1990-е годы учёные ЦАГИ открыли новую главу в аэродинамике и динамике полета – это сверхманевренность самолётов и аэродинамика закритических режимов (сверхбольшие углы атаки, управление вектором тяги и т. д.). На таких режимах аэродинамика самолета уже не укладывается в классические представления. Такие впечатляющие манёвры, как «кобра Пугачёва», которые совершают наши истребители в небе и не могут повторить западные самолёты, основаны на умении использовать явление сверхманевренности на закритических режимах полета. Это направление активно развивается в ЦАГИ до сих пор, и достигнут значительный прогресс в области исследования аэродинамики крыла и самолёта в целом с учётом многих факторов.
ЦАГИ ведёт проработку и новых концепций летательных аппаратов, в том числе и необычных компоновок, типа «летающее крыло», других нетрадиционных схем, которые позволяют получить большой выигрыш в аэродинамической эффективности.
 

смотрите также

показать больше статей