50 млрд. на пропаганду вместо PR

Новость о создании новой пропагандисткой машины в лице агентства «Россия Сегодня» всколыхнула общественность, не меньше чем и личность нового главного пропагандиста – Дмитрия Киселева. Зачем России свое «Министерство Правды»?

10 Декабря 2013 05:11:38
автор: Павел Волин
Новость о создании новой пропагандисткой машины в лице агентства «Россия Сегодня» всколыхнула общественность, не меньше чем и личность нового главного пропагандиста – Дмитрия Киселева. Зачем России свое «Министерство Правды»?
 
Пропаганду придумали древние короли Англии Тюдоры. Само слово propaganda в дословном переводе с латыни обозначает подлежащую к распространению веру, в случае c британцами – англиканской реформации. Особую выдержку пропаганда приобрела уже в наши дни – во времена т.н. «холодной войны» между странами Запада и соцлагерем Востока, в лице США и СССР, прежде всего.
 
Пропаганде чужд новостной подход. Не важны события – важны их интерпретации. С развалом СССР потребность в пропаганде сохранилась только на островках «инакомыслия», например в Северной Корее. Т.е. идеи чучхе невозможно «продвигать» на уровне западной модели PR-технологий. Можно только пропагандировать их, как веру, причем, не желая обратить в нее население соседних стран. Скорее всего, это просто способ объяснить, как вообще люди живут на этом замкнутом клочке пространства.
 
Как ни странно, в последние годы у России возникли схожие трудности. Многие наши цели трудно объяснить, будучи вне дискурса нашей «суверенной демократии». Президенту Путину пришлось потратить немало времени, прежде чем внятно донести свою позицию по «сирийскому конфликту» до международного сообщества. Тут, видимо, и встал вопрос о пропаганде.
 
Сегодня бюджет государственных СМИ в совокупности составляет около 50 млрд рублей! Только вдумайтесь, что чуть менее 500 млн. в месяц съедают всего несколько телеканалов и информагентств. 
Ранее холдинг ВГТРК (телеканалы «Россия» и другие ТК), получал почти 20 млрд в год. Сегодня объем финансирования немного снизился: до 16 млрд в год. Правда, пришлось секвестрировать бюджет и поплатиться качеством, например таких телеканалов, как «Россия 24». Ранее подающий надежды первый информационный канал ныне скатился в обойму второсортных репродукторов материнской «России-1», что в итоге привело и к оттоку команды специалистов.
 
Главный, до сегодняшнего дня, пропагандистский рупор - Russia Today получает порядка 10-11 млрд. рублей. Многим американцам нравится «консервативный» подход русских коллег. В США RT смотрится довольно экзотично, на фоне таких же пропагандистских медиа, как FOX или CNN, что помогает ему найти собственную аудиторию. Сейчас в Америке у власти демократы, а это означает, что почти 50% населения – республиканцы, в целом находятся в положении оппозиции. А ценности консервативной России – противление гомосексуальной пропаганде, либеральной политики Европы и т.д., довольно близки и многих республиканцам в США. Это основное население центральной части страны. Жаль, что и к России у них предвзятое отношение. Они до сих пор мыслят в парадигме «коммунист – Горбачев – ракеты – водка». Кстати, в этой части «пиара» Russia Today не помогает добиться смены этой самой парадигмы. Телеканал регулярно показывает каких-то цыган с балалайками, гигантских матрешек и прочих «водкамедведей» на фоне то Кремля, то небоскребов Москва-сити.
 
Еще одним крупным получателем средств на пропаганду является радиостанция «Голос России», ежегодный тратящий куда-то около 4,4 млрд. рублей. Говорят, что в эпоху той самой Холодной Войны, советское иновещание порядка 20 лет выходило в эфир на волнах УКВ, пока не выяснилось, что в стану врага (в США), нет приемников работающих на такой частоте. Честно говоря, на какую аудиторию в последние годы вещают наши «голоса» - тоже не очень-то было понятно. Более менее доступной формой контента являлся сайт радиостанции. Но тратить 4 миллиарда в год на сайт – это как то чересчур. А в самом здании на Пятницкой сотрудники «голоса» по-прежнему продолжали пользоваться магнитными бабинами и печатными машинками. 
 
В числе печатных органов пропаганды на первом месте стоит Российская газета, с дотациями в те же 4 млрд. рублей. Кроме того, что в газете публикуются официальные документы, сформировать собственную «читающую» аудиторию издание так и не смогло. 
 
А вот «ликвидированные» накануне РИА «Новости» откусывали от бюджета всего-то 3 млрд. рублей. На эти скромные суммы, умудряясь содержать немыслимое количество параллельных проектов, бывшее АПН сумело превратиться в фабрику по производству самого невообразимого контента. Увы, близость к конкурирующему «клану Медведева» сыграла злую шутку с главредом Светланой Миронюк. Очередную атаку от кремлевских «силовиков» в лице Сергея Иванова, предугадать не удалось. В этой цепочки может пострадать весь семейный бизнес. Так муж госпожи Миронюк – президент известной в PR-сообществе компании «КРОС» Сергей Зверев (ЗАО «Компания развития общественных связей»), работающий на контрактной основе со многими структурами Правительства Медведева, также может попасть в опалу.
 
Остальные пропагандистские бюджеты поделены между «Первым каналом», НТВ, «Петербург 5 канал», ОТР и ИТАР-ТАСС.
 
Новому главе «Минагитпропа» Дмитрию Киселеву предстоит сложная задача – выстраивание новой линейки государственных СМИ, передел этого медиа-рынка под нужды «силовго» кремлевского блока. Учитывая, что руководящий опыт у Киселева небольшой (ранее работал в статусе зампреда ВГТРК), он не имеет обширной команды управленцев, ему придется формировать всю новую структуру с нуля.
Учитывая, что Президент Путин поставил перед ведомством задачу – экономию бюджетных средств, даже интересно, сколько миллиардов будет «есть» новая пропагандистская машина. Ведь учитывая цели и задачи нового ведомства, выводить проект на самоокупаемость не представляется возможным.
 
Павел Волин
 

смотрите также

показать больше статей