"Опыт белорусских коллег, ЕС и США показывает, что надо сокращать разрешенную стоимость таких покупок, сейчас составляющую у нас 1 тыс. евро, - отметил глава ФТС Андрей Бельянинов. - Надо сокращать также весовой порог и количество посылок на одно физическое лицо в месяц".
В настоящее время законодательство определяет ценовой порог беспошлинных международных отправлений для одного получателя - 1 тыс евро, весовой - 31 кг. При превышении этих лимитов необходимо оплачивать 30% таможенной пошлины, но не меньше 4 евро за 1 кг.
Между тем критики предложения отмечают, что при введении потолка в 100 евро совершать покупки в иностранных интернет-магазинах станет невыгодно. Кроме того покупатели будут "плодить" посылки, используя родственников и друзей, что приведет к
очередному почтовому коллапсу.
Интерес к онлайн-торговле с каждым годом растет и тому есть банальное объяснение - цены в интернет-магазинах, даже с учетом стоимости пересылки, оказываются ниже, чем в "реальных" магазинах. "Я заказываю себе рубашку-поло от Ralph Lauren за 45$ из США, вместо того, чтобы в ЦУМе расстаться с 5500 руб за точно такую же" , - делится типичными соображениями один из пользователей интернета.
Российские интернет-магазины постепенно начинают проигрывать своим западным аналогам. В 2013 году россияне накупили в зарубежных онлайн-магазинах товаров на 120 миллиардов рублей, это вдвое больше прошлогодних цифр. По данным "Яндекс.Маркета" и GfK, за последние 12 месяцев первую покупку в российском магазине сделали 26% респондентов, а в иностранном — 22%.
"Шмотки-онлайн"
Россияне в основном предпочитают приобретать в Сети предметы гардероба и электронику. Потребительские интересы распределяются так: одежда и обувь, электроника (компьютеры, dvd-плееры, принтеры, сотовые телефоны, флешки и проч.), далее следуют книги, журналы, диски с музыкой, играми или фильмами. Сумма покупок, сделанных россиянами через интернет, год от года растет.
Главный недостаток интернет-торговли - это перебои с доставкой, которые зачастую возникают у "Почты России". В апреле 2013 года в столичных аэропортах скопилось около 500 тонн писем и посылок, ожидающих таможенного оформления. Причиной почтовых заторов был назван взрывной рост заказов из интернет-магазинов, 80% которых прилетают в Москву, а также нехватка таможенных инспекторов для досмотра.
В конце апреля в "Почте России" сменилось руководство: вместо Александра Киселева, руководившего предприятием с начала 2009 года, его гендиректором был назначен экс-глава сотового оператора-дискаунтера "Tele2 Россия" Дмитрий Страшнов.
Недавно премьер-министр РФ Дмитрий Медведев потребовал безотлагательно провести серьезную реорганизацию "Почты России", деятельность которой в последнее время подвергается колоссальной критике.
По словам Медведева, если этого не сделать, "через некоторое время сама по себе система себя просто исчерпает и обречена на исчезновение". "Люди ждут свои посылки, письма, отправления различные в течение нескольких месяцев, а иногда вообще всё это выглядит совершенно ужасно, когда просто на свалку выбрасывается, не доходит до получателя. В общем, ситуаций неприятных много", - констатировал премьер.
Камень вместо iPhone
Безответственность и низкое качество услуг давно стали визитной карточкой национального почтового сервиса.
Недавно почтовая служба доставила в Ростов посылку с камнями вместо заказанного iPhone. Жительница Москвы отправила ценную посылку 5 июля, указав точное наименование вложения — телефон Apple IPhone 5 — и заявила объявленную стоимость в размере 30 тыс. руб.
На восьмой день посылка была доставлена. В присутствии сотрудников ростовского отделения EMS Russian Post было произведено вскрытие коробки, в которой обнаружили груду камней вместо телефона Apple IPhone 5.
На почте составлен акт о порче, недостаче, некорректном весе отправлений EMS, однако спустя четыре месяца покупательница так и не получила ни смартфона, ни денег. В связи с этим член ОП Владимир Слепак обратился к министру связи и массовых коммуникаций Николаю Никифорову с просьбой провести служебное расследование.
В 2011 году следственные органы раскрыли мошенников в ФГУП "Почта России", похищавших ценные посылки.
Злоумышленники действовали по хитрой схеме: когда в почтовое отделение приходила посылка с высокой заявленной стоимостью, они подменяли ее содержимое и возвращали назад отправителю.
В адрес почтового оператора регулярно поступали жалобы жителей различных регионов России, заказавших в интернет-магазинах дорогие товары - телефоны Apple, часы. При получении в отделениях почтовой связи неврученных адресату посылок с наложенным платежом, продавцы обнаруживали в них вместо ценных товаров обломки кирпичей, доски, куски ткани, газеты.
К примеру, житель Новосибирска пришел на почту за своим заказом, в котором должен был находиться планшетник iPad2 от Apple, заказанный за границей. Внутри посылки оказались несколько камней.
Преступники действовали с января по май 2010 года. Как показало расследование, за время преступной деятельности осужденным удалось "заработать" 950 тысяч рублей, выкрав содержимое 20 почтовых отправлений.