Московских депутатов встроят в «вертикаль»

В столице намечается политический скандал из-за реформы системы городского муниципального самоуправления. Депутатов, скорее всего, не допустят к распределению местных бюджетов.

30 Января 2013 16:38:10
автор: Анна Ефимовец
В столице намечается политический скандал из-за реформы системы городского муниципального самоуправления. Муниципальные депутаты округов столицы надеялись, что в результате реформы получат право участвовать в распределении местных бюджетов. Но вице-мэр Москвы Анастасия Ракова делает все возможное, чтобы не подпустить депутатов к бюджету. 
 
Изначально реформа преподносилась как прорывное решение Собянина. Городские управы, встроенные в вертикаль исполнительной власти Москвы, по замыслу реформаторов, слагали с себя часть полномочий, передавая их в руки выборных муниципальных собраний.
 
Но в итоге все свелось к тому, что все финансы и центр принятия решений остается в управах, у исполнительной власти напрямую подконтрольной мэру, а муниципальным собраниям отводится роль контрольно-согласовательного совета. 
 
То есть мэрия, провозгласившая реформу, сама же и дала понять, что продолжит контролировать развитие районов, а собрание депутатов нужно только как представительный орган.
 
Первым автором идеи отменить в Москве любое местное самоуправление был экс-мэр Юрий Лужков. Он успешно провел ее в жизнь, и долгое время в Москве никаких выборных органов власти на уровне ниже региональной Мосгордумы в принципе  не было, а главы управ назначались «сверху» самим Лужковым. Но вскоре по решению Конституционного суда о том, что такое положение вещей в столице противоречит Конституции, выборы вернули.
 
Сергей Собянин в начале своей политической карьеры заявлял, что будет управлять Москвой по-новому, но на самом деле все осталось ровно так, как и было при Лужкове. Совсем разогнать местное самоуправление технически нельзя, а вот сделать выборные советы чисто декоративными органами, без финансов и полномочий – задача посильная. 
 
В принципе, реально работающие местные советы - очень важный инструмент в борьбе с той же коррупцией, так как под контролем десятка депутатов много уже не наворуешь. В этом, по идеи, как раз и был смысл новой муниципальной реформы. Но как заявила вице-мэр Ракова: «Вы тут нужны не для того, чтобы законы писать. А для того, чтобы общаться с населением». Видеозапись встречи муниципальных депутатов и вице-мэра один из народных избранников выложил в своем блоге. 
 
С другой стороны далеко не все москвичи понимают систему работы органов МСУ. В принципе, большинство горожан отрицательно относятся к росту числа любых «чиновников», пусть даже депутаты и не являются таковыми и работают на общественных началах. Закон не позволяет содержать более 10% депутатов представительных органов МСУ для работы в Думах на постоянной основе, получая зарплату. Поэтому для многих из них получить «теплое место» штатного представителя общественности – заветная «морковка». 
 
Говоря о самих главах управ Ракова пояснила: «Вы прекрасно понимаете, что власть просто так никто не отдает». Глав муниципалитетов назначают из мэрии, и они тотально подконтрольны региональной власти. Бюджеты муниципалитета тоже полностью зависят от благоволения столичного правительства. То есть реальные рычаги управления находятся в руках региональной исполнительной власти. Напомним, что в Москве территория 125 внутригородских муниципальных образований совпадает с территорией районов города Москва.
 
Предполагается, что в Москве будет  не 125, а 146 муниципальных образований. На присоединенных территориях не будут создаваться органы исполнительной власти, то есть управы, а новые поселения, которые войдут в город, сохранят свой статус. Соответственно, в Москве муниципальные образования будут трех видов: городские округа,  поселения и муниципальные округа. Изменения вступят в силу с 1 июля 2012 года.
 
Местная власть недавно вошедших в состав столицы территорий сохранит за собой широкие права. Согласно законопроекту, в ведении власти городского округа будет находиться широкий круг вопросов: от формирования местного бюджета, организации транспортных услуг и снабжения населения до обеспечения малоимущих граждан. К вопросам местного значения городских округов также относится состояние дорог, утверждение правил благоустройства территории, охрана окружающей среды, создание условий для обеспечения жителей услугами связи, торговли, бытового обслуживания и т.д. В поселениях, присоединенных к столице, у местных властей будут такие же широкие полномочия.
 
В настоящее время фактическое отсутствие реальных полномочий у муниципалитетов в «старой» Москве вызывает у населения закономерный вопрос: «А зачем вообще нужны муниципалитеты, если у них нет власти? Зачем на них тратить бюджетные деньги»? Хотя очевидно, что благоустройство дворов, обустройство внутриквартальных проездов, розничная торговля и масса других вопросов должны решаться муниципалитетами. Исходя из этого, мэр Москвы Сергей Собянин на съезде Ассоциации муниципальных образований Москвы предложил наделить депутатов местного самоуправления дополнительными правами, в том числе, правом участвовать в согласовании проектов строительства новых объектов.
 
Таким образом, муниципальные собрания получат право контролировать работу управ и ряда других служб на уровне районов. Но при этом будущий закон не устраняет двоевластия в столице: в районах «старой Москвы» по-прежнему будут функционировать и органы государственной власти (префектуры и управы), и местное самоуправление (муниципалитеты). Также в сфере строительства Сергей Собянин предлагает разрешить муниципальным собраниям согласовывать строительство рынков, магазинов, гаражей, а также различных объектов здравоохранения, культуры и религиозного назначения. В сферу действия муниципальных собраний будут относиться согласования планов благоустройства дворов и городских парков и ежегодных перечней многоквартирных домов, нуждающихся в проведении капитального ремонта, а также проведение проверок компаний, отвечающих за состояние зданий.
 
Депутаты местного самоуправления смогут принимать непосредственное участие в распределении и контроле бюджетных средств. В каждом районе Москвы будут сформированы «бюджеты развития и благоустройства». Теперь депутатам предложено заняться вопросами, которые стоят практически в каждом районе Москвы. Но эта фугкция не отнимается у районных управ: "В этом случае муниципалитетам пришлось бы создать армию своих чиновников, и где гарантия, что они будут лучше существующих, - пояснил мэр. - А взяв на себя утверждение адресного перечня, где что благоустраивать и ремонтировать, так как им это виднее". Районные управы как проводили конкурсы по выбору подрядчика, так и будут проводить. В итоге, в распоряжении каждого муниципалитета окажется уже не 50 млн. рублей, а 200 млн., так как на программу благоустройства в этом году, например, выделено 26 млрд. рублей. Без согласования проекта в муниципалитете не появится ни один магазин, кафе, досуговый центр, храм площадью более 1,5 тыс. кв. м и другие объекты, предназначенные для обслуживания жителей именно этого района.
 
Еще 5 млрд. рублей будет заложено в бюджет Москвы на все 125 муниципалитетов. Эти деньги депутаты могут потратить на проекты, подсказанные им жителями или на собственные инициативы по улучшению качества жизни в своем районе. Но это произойдет лишь в 2013 году. Для "тренинга" уже в этом году Собянин пообещал выделить представителям муниципалитетов 4 млрд. рублей, чтобы они сами решили, что на их территории сейчас важнее всего сделать.
 
Предвидя, что главы райуправ могут не захотеть поделиться властью с местным самоуправлением, мэр предлагает ввести раз в год их отчетность перед муниципальным образованием. При выражении двумя третями голосов недоверия, он готов отстранить главу района от должности. Такие же отчеты планируется ввести и для директоров школ, поликлиник, руководителей многофункциональных центров, руководителей районных подразделений полиции. По мнению мэра, такой подход повысит ответственность обеих ветвей власти за положение дел в районе.
 
Создается впечатление, что городская власть, руководствуясь идеалом демократического типа местного самоуправления, сама отдает свои полномочия, а значит, и ресурсы под руководство выборных органов местного самоуправления. Но это только впечатление, пусть даже и очень хорошее. На самом деле, городская власть такими «уступками» просто пытается снять с себя заботу о городских территориях, где ресурсы уже исчерпаны или будут в ближайшее время исчерпаны, а проблемы все увеличиваются, как увеличиваются и затраты на их решение, становясь уже неприемлемыми для бюджета города. В Москве эти проблемы настолько явно проявляются и увеличиваются в последние годы, что скрывать их стало невозможно, и даже частично решить уже не получится. 
 
Анна Ефимовец
 

смотрите также

показать больше статей