Моряков сухогруза "Василий" спасли буксиры

За трое суток в европейских водах произошли три аварии: у берегов Франции, Германии и вблизи России и Украины. Эксперты считают, что своим спасением моряки сухогруза обязаны своеволию капитанов буксиров.

12 Октября 2010 13:47:04
автор: Тимофей Шадрин

Судьба трех членов экипажа сухогруза "Василий", который затонул накануне у побережья Керченского полуострова на востоке Крыма, до сих пор неизвестна.
В результате спасательной операции после крушения удалось спасти девять членов экипажа, один россиянин найден погибшим.
 
"В связи с наступлением темного времени суток поисковые работы на море временно прекращались, круглосуточно поиски осуществляются мобильно-оперативными группами МЧС Украины вдоль береговой полосы от мыса Чауда к мысу Такил. На месте происшествия создан оперативный штаб. По состоянию на 7.00 (8.00 мск) 12 октября судьба трех членов экипажа остается неизвестной", - сообщает МЧС Украины.
 
Крушение судна произошло у мыса Кыз-Аул, на борту находились 13 членов экипажа: 10 россиян и трое граждан Украины. Сухогруз вез под флагом Монголии три тысячи тонн металлолома из Одессы в Грузию, передает РИА "Новости".

Главный редактор «Морского бюллетеня» Михаил Войтенко написал в своем блоге: «За трое с небольшим суток в европейских водах произошли 3 крупных нашумевших аварии. Одна вблизи Франции, другая вблизи Германии, третья вблизи России и Украины. Как происходили спасательные операции во всех трех случаях?

Первая авария – столкновение и угроза гибели танкер YM Uranus в Ла-Манше вблизи Франции. С базы Lanveoc-Poulmic были подняты два вертолета 0710 – один вертолет поднял со шлюпки все 13 человек экипажа и доставил их в Брест, другой доставил на YM Uranus спасателей.
9 октября – YM Uranus ошвартован к 4 пирсу военно-морской гавани Бреста, второй корпус не пострадал и утечки груза нет.

Вторая авария – пожар на пароме LISCO Gloria в ночь на 9 октября. Хронологии у меня нет, однако известно, что 236 человек пассажиров и экипажа через 2-3 часа были подняты на борт парома Дейчланд, и к утру доставлены в порт, трое требовавших госпитализации были доставлены в больницу вертолетом. Никто не погиб! Ночь, охваченное огнем большое судно, двести пассажиров – и никто не погиб.

Третья авария – гибель украинского сухогруза "Василий" вблизи Креченского пролива. Из экипажа 13 человек 9 спасены, 1 погиб, 3 считаются пропавшими без вести. Очевидец событий прислал мне описание того, как происходила «спасательная операция»: В 5 милях от Керченского пролива в Черном море сегодня 11 октября затонул тх "Василий", в точке 44.58.4N 036.23.66E. Погода: Ветер 19018-20 метров секунду. Волнение около 5 баллов.

05:36 - По УКВ на дежурном 16 канале "Василий" передал что терпит бедствие и просит помощи, почти сразу после этого его сигнал AIS исчез. Шедший впереди "Омский 14" из-за ветра и волнения не смог развернуться и оказать помощь. Пограничники только следят по УКВ, "Керчь Трафик" (служба наблюдения за движение судов в Керченском проливе) опрашивает выходящеее из пролива турецкое судно - волнение, темно, ничего не нашло, проследовало далее по назначению.

07:30 - Следующее подходящее судно "Дон 3" получило распоряжение следовать район бедствия, время подхода 09:30.

08:20 - По своей инициативе, запросив разрешение у "Керчи" в 08:30 снялся с рейда 450 буксир "Питер". Сразу получил кучу распоряжениий от СКЦ Новороссийск, "Керчь Трафик" обещал бесплатно вывести в точку бедствия.

08:20 - Пограничники наблюдают со стороны бедствия ракету бедствия и в 08:40 наблюдают в 2 милях от м.Кыз Аул берега плавсредство.

08:45 - Спасатель "Гепард" где-то недалеко стоит у причала, запрашивает у СКЦ Новороссийск распоряжений - получил команду "ждать".
09:40 "Дон 3" районе бедствия ничего не обнаружил.
09:55 "Питер" обнаружил плавсредства- 2 плота, дрейфуют в сторону якорной стоянки танкеров накопителей.

Из сообщений СМИ: примерно в 13 часов по московскому времени улучшение погоды позволило спасателям использовать вертолет для поиска моряков.

На этом хронология обрывается, однако теперь известно, что 8 моряков подобрал именно российский своевольный буксир Питер.
 
Вот, читайте описания этих спасательных операций и сравнивайте. Французы очень четко и оперативно отработали. Немцы направили к горящему парому 6 находившихся поблизости судов, спасателей, вертолеты, военные корабли, но самое главное – они не устроили там толчею и бестолковку, а четко разрулили ситуацию, приказав парому Дейчланд спасать, а остальным быть рядом на подхвате и не мешаться. А ведь они спасали пассажиров, не моряков. Пассажиры ни к чему такому не готовы и не обязаны быть готовыми, не за то они деньги платят. И их всех вытащили.

В случае с «Василием» лишь через 7 с половиной часов спасательные службы наконец, ухитрились поднять в воздух вертолет, и то потому, что «улучшилась погода» - да там не гулял ураган Катрин, чего вы позоритесь? Если бы не российский буксир Питер и его отчаянный капитан, жертв, боюсь, было бы больше.

Михаил Войтенко подробно описывает, что было бы, случись катастрофа, подобная происшедшей с паромом LISCO Gloria, в  зоне ответственности России. Сколько всяческих согласований, перипетий, откровенно глупых распоряжений и указаний поступило бы, какими бы несогласованными были бы действия всех служб, призванных оказать помощь попавшему в беду морскому судну. А, главное, какой животный страх испытывают все ответственные за исполнение того или иного приказа, поступающего «сверху».

Эксперт считает, что самая главная беда в России – отсутствие единой ответственной системы.  Четкого единого плана действий нет. Механизма мгновенной реакции, мгновенно вступления в руководство одного и только одного ответственного за данную операцию лица нет.

И знаете, что при этом самое странное? То странно, что очень может быть, спасли бы всех или почти всех. Потому что нашелся бы какой-нибудь капитан буксира «Питер», пошлет всех на хер и пойдет спасать, отключив рацию, чтобы не получать идиотских, иногда прямо преступных, приказов. На сотню сволочи в России обязательно найдется пара настоящих людей, и именно они ее, Россию, пока и вытаскивают, - резюмирует  главный редактор «Морского бюллетеня».

Подготовил Тимофей Шадрин


 

смотрите также

показать больше статей