"Она утонула"...10 лет трагедии АПЛ "Курск"

Десять лет назад случилась одна из самых страшных катастроф современной России. На дно Баренцева моря ушла подлодка "Курск". Большинство экспертов и сегодня считают основную версию трагедии единственно верной.

12 Августа 2010 12:54:28
автор: Елена Шуляк

12 августа 2000 года случилась одна из самых страшных катастроф современной России. На дно Баренцева моря ушла подлодка "Курск". За тем, как пытались поднять лодку, десять лет назад следила вся страна. Вся страна гадала, что же стало причиной катастрофы (версий выдвигалось множество). В 2010 г. эксперты по-прежнему не уверены в том, что именно погубило субмарину, на борту которой находились 118 человек, передает "Интерфакс".

Автор этих строк летела в те дни из командировки. В аэропорту — а это было  два дня спустя после того, как объявили о слушившемся официально - люди замирали, когда по телевидению шли очередные новости. Складывалось такое впечатление, что все они — родственники тех моряков, что были на подлодке. Журналистское чутье не обманывало: не спасут никого. Да и военные говорили, что спасение в таких ситуациях дело почти безнадежное. Потом была командировка в Видяево. Что там пришлось услышать и увидеть, не забуду никогда. Если бы тогда был ЖЖ, то описала бы, сегодня хочется обратиться к блогерам нынешнего дня. Обследование зданий.

Belekhof: "Меня уже несколько лет волнует один серьёзный вопрос, почему, блин, до сих пор власти не обнародовали тот факт, не сказали нам правду о причине гибели АПЛ "Курск".Вот для меня в этом нет ни какой тайны, я просто живу на севере, в Мурманске и как раз в то время работал на одном из предприятий, занимающегося поставками некоторых комплектующих для подъёма лодки. Да и разговоров в то время много шло в городе, да и в нашем микрорайоне, так что я отлично знаю, каким образом погибла лодка, дело в том, что в неё просто случайно угодила ракета с крейсера "Пётр Великий" и они все в штабе Северного флота об этом знали с самого начала и потому якобы долго искали "Курск", а на самом деле ждали того момента, когда никто из команды не останется жив, дабы правда случайным образом не просочилась в прессу. А лишь убедившись в том, что в живых на лодке никого нет, отдали приказ начинать спасательную операцию. Знали об этом и Путин, и Клебанов, не дававший вставить слова матерям и жёнам погибших моряков. Нам же по телеку нагло врали с самого начала. Но хочется верить, что все, кто каким-либо образом причастны к гибели ребят, рано или поздно ответят за всё перед законом, пусть ответят и те, кто умалчивал правду, в том числе и человек, бывший в то время главой государства. А пока я просто хочу почтить память экипажа АПЛ "Курск".

Блогер с оригинальным ником "T-3485" вспоминает: "10 лет, как утонула со всем экипажем АПЛ "КУРСК". Мы в том августе были на море с женой, в пос. Орджоникидзе под Феодосией. И я помню, как обрушились - буквально обрушились два известия. Взрыв на Пушкинской в Москве с обязательным лужковским "чёткий чеченский след!" и утонувшая лодка. Посёлок Орджоникидзе - вообще интересное место, и там о подводных лодках знают не понаслышке. Я помню, как тихо было в кофейне, где собирались старики с торпедного завода. 10 лет прошло. Как? Когда, где?"
 
Rolexxana: "Его нет уже 10 лет. А письма лежат. Целый чемодан нежных писем, где в каждом он пишет, что любит, что скучает, что безумно хочет жениться. Он - человек-ангел. Прошло уже 10 лет. А руки все ещё помнят каждую черточку любимого лица.Знаете ли вы, что значит дышать человеком? Быть с ним одним целым.Когда вам даже говорить не надо - вы живете и чувствуете в унисон? Я знала. Я ещё помню это ощущуение счастья и покоя в душе, когда рядом любимый и такой надежный человек. Прошло 10 лет...
Он не хотел в армию. И мне за него не стыдно. Потому что то,что происходит там, больше походит на скотобойню. Своего сына я в армию не отдам.
Он любил жизнь. Он всех любил. Просто в силу своей светлой души. Таких сейчас единицы.
Он хотел семью и детей. А ведь ему так и не исполнилось даже 20-ти...
Он погиб 12 августа 2000 на АПЛ "Курск". ОН.Алексей Шульгин. Мой Алешка.
Я ездила в Видяево. Я видела все своими глазами. Хотя, помню мало деталей. Нас опаивали просто чудовищными дозами новопассита. Но все же, память штука цепкая.
 Я помню разруху в самом Видяево. Целые улицы заброшенных пятиэтажек, зияющих разбитыми окнами. Жизнь людей,защищающих нашу стану...
Нас опекали. Это реально было. Но вместе с тем нас( целый этаж в гостинице) матерей, сестер, братьев, жен, невест, держали в полном неведении о происходящем. Все новости мы узнавали из спецвыпусков НТВ.  Мы собирались все вместе каждый час у телевизора и ждали, что наконец-то объявят, что ребят спасли.
Я ехала за живым человеком. Мне было 19 и я верила в хороший исход всего. Ну не могло так быть, что мой Алешка погибнет. Да ерунда же!!! Мы 2 суток тряслись в поезде и все это время я представляла, что вот приеду, а они уже проходят обследование в госпитале. И лежит он там совсем здоровый,но под надзором врачей. А я зайду, обниму его и наконец-то скажу "да." Ведь в день отъезда получила его очередное письмо, в котором он говорил, что очень хочет свадьбы.

...А потом этот миг настал. Наверное, когда я буду старая или уже на смертном одре, я буду и тогда вспоминать нечеловеческий вой, слышимый из-за каждой двери,когда мы увидели обращение к родственникам о о том,что спасать больше некого. Помню сначала оцепенение, стеклянный взгляд сидевших, а потом, тихо расползлись по своим комнатам вмиг осиротевшие матери и отцы. Так звери воют. Не люди. Никогда, слышите, никогда я никому не пожелаю пережить такой миг. Горе одного- это боль. А когда такая боль каждого соединяется в одно, озвученная, это просто убивает. Я сидела в общем холле и не могла плакать. Я уже и жить-то не могла. Бегали врачи скорой. Потом по коридору ходили какие-то генералы с толпой приспешников. Плевать на них. Жизнь кончилась.

Не помню встречи с Путиным. Вернее, нет. Помню его черную водолазку. Помню,как меня кто-то заставил наклониться головой вниз, потому что я стала терять сознание. Помню госпиталь, куда меня отвезли. А ещё ту женщину. Женщину с соседней койки. Её я тоже не забуду никогда. Я не помню лица, не помню,  во что она была одета. Я не смогу называть её возраста. Но я помню тот ужас,который я испытала, пока находилась рядом с ней. До сих пор меня мучает, как сложилась её судьба. её судьба. Мне пытались вколоть очередную дозу успокоительного, а она билась с медсестрами и кричала,чтобы её отпустили. Ей же надо домой успеть. Пожарить мужу кабачки.
А он уже двое суток как погиб... 
А она так и продолжала ждать...
Больше никакого успокоительного мне не понадобилось. Это было настолько страшно, что меня как ушатом воды холодной облили..."

Сегодня, когда прошло десять лет, на самом деле, они кажутся одним мигом. Почти каждый год у нас происхоодят чудовищные катастрофы, в которых гибнут десятки людей. Суммировать потери даже уже не хочется. В эти дни  пожарные и добровольцы в поисках воды и средств тушения пожаров в невыносимых условиях пытаются потушить горящие леса и села. Удушливая в прямом и переносном смысле атмосфера чудовищной лжи, в которой мы живем, не оставляет надежд на то, что мы когда-нибудь избавимся от этого. Говорят, что это зависит от нас самих. Вполне может быть. Вот вырастут дети погибших подводников, посмотрим, смогут ли они что-то изменить. А пока ясно одно — десять лет назад не лодка утонула, а утонула Россия.  Та, которую хотели видеть и в которой хотели жить и ребята с подлодки "Курск".
 

Елена Шуляк

смотрите также

показать больше статей