Директора школ будут учиться на бухгалтеров

Закон об изменении статуса бюджетных учреждений и расширении платности всех социальных услуг подписан Президентом. Директорам школ предстоит освоить основы менеджмента и бухгалтерского дела для работы в новой системе финансирования бюджетной сферы.

17 Мая 2010 12:42:02
автор: Светлана Володина
Школам предстоит обучить директоров основам менеджмента и подготовить бухгалтеров для работы в новой системе финансирования бюджетной сферы, сообщил РИА Новости министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

«Проблема заключается в том, что надо учить директоров школ, нам надо учить школьных бухгалтеров, нам надо организовывать для них специальные курсы. Нам надо вообще в значительной степени перестроить всю систему образования», - сказал Фурсенко. По словам министра, с ведением нового закона (о реформировании бюджетных учреждений) форма финансовой отчетности образовательных учреждений станет проще. директор школыЕсли раньше финансирование школ шло строго «по смете» и учреждение было заинтересовано только в том, чтобы расходовать все полученные средства максимально, не заботясь об эффективности, то в новой системе деньги будут поступать через субсидии на выполнение конкретного госзаказа.

«У нас есть госзаказ. Это означает, что точно прописано, что ты должен сделать, какой должен быть результат, и за это дают деньги. Ты не можешь после этого попросить у родителей дополнительные деньги на то, чтобы улучшить качество обучения по этим предметам», - заявил Фурсенко.
 
По словам министра, в школе могут дополнительно оплачиваться, например, второй иностранный язык или занятия художественной гимнастикой, которые преподаются помимо обычных уроков физкультуры. Но в то же время три урока физкультуры – это обязательный государственный стандарт, они будут бесплатными.

Напомним, что федеральный закон, реформирующий сеть бюджетных учреждений, был принят в трех чтениях Госдумой и одобрен Советом Федерации 28 апреля. Согласно документу, для учреждений, работающих на бюджете, предусмотрено три организационно-правовые формы с тремя степенями финансовой свободы: казенные, бюджетные (нового типа) и автономные. В Законе предусматривается отказ от сметного финансирования школ, больниц и музеев и переход от сметного финансирования на финансирование в рамках государственного заказа. По мнению законодателей, школы смогут не только распоряжаться средствами по собственному усмотрению, но и зарабатывать деньги. Закон, реформирующий сеть бюджетных учреждений, должен вступить в силу с 1 января 2011 года.
 
Закон об изменении статуса бюджетных учреждений и расширении платности всех социальных услуг уже подписан Президентом 8 мая. «Оппозиционные депутаты голосовали «против» во всех трех чтениях», написала в своем блоге член Комитета Госдумы по бюджету и налогам заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева.
Под обращением к Президенту РФ против принятия этого закона в Интернете подписалось 20 тысяч человек. Но реакции со стороны властных структур не последовало. Хотя дискуссия вызвала широкий общественный резонанс. 
 
Так, завуч лицея № 82 Светлана Войтова считает, что «среднее образование в России никогда не станет платным. Госзаказ в скрытой форме существует уже сейчас - финансирование школ зависит от количества учащихся и качества контингента. И это способствует тому, чтобы учитель искал контакт с учениками, а администрация тщательно подбирала педагогов. Общеобразовательные предметы не могут стать платными, так как существуют образовательные стандарты. Их устанавливает государство, и они фиксируются в учебном плане каждой школы, в зависимости от статуса».
 
Депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по образованию Олег Смолин рассказал «Эхо Москвы», что «даже председатели комитетов думы из «Единой России» подписали заключения, в которых говорится: «Закон фактически превращает некоммерческие организации, школы, больницы, учреждения культуры, в коммерческие». То есть получается, что прежде всего, они будут зарабатывать деньги, а потом уже заниматься своими прямыми обязанностями. Закон снимает с этих учреждений гарантии бюджетного финансирования, он, правда, даёт им экономическую свободу, но отменяет гарантии бюджетного финансирования, а, грубо говоря, толкает их в долговую яму», отмечает депутат. Хотя, отметим, что закон предусматривает, что эти организации не смогут быть банкротами.

До 2011 года осталось не так уж много времени, и успеют ли директора школ освоить тонкости бухгалтерского дела, большой вопрос. Эксперты уверены, что у бюджетных организаций может возникнуть много долгов. Ведь учреждения лишаются гарантий финансирования, они должны будут восполнять недостающее финансирование за счёт средств граждан. «Нам говорят, - отмечает депутат Смолин, - что этот закон приведёт к повышению качества услуг в образовании, медицине, культуре. Дело в том, что определять качество работы учреждения, и значит, кому давать государственные задания, кому их не давать, будут решать не родители, не студенты, не преподаватели, а это будут делать государственные чиновники». Депутат напомнил, что Россия на 147-м месте в мире в рейтинге по коррупции, и как чиновники делят деньги, мы хорошо понимаем: распил плюс откат. «Поэтому наш прогноз - закон приведёт к резкому росту коррупции. И еще одно. Закон будет потворствовать продолжающемуся  переделу собственности. Депутаты государственной думы, говорили о том, что выдал задание, есть учреждение, не выдал - закрылось учреждение, а если оно находится где-нибудь в центре города, и на помещение кто-то положил глаз как на место будущей застройки, то  пиши «пропало». Так что передел собственности это следующая угроза, связанная с этим законом», - резюмировал Олег Смолин.
 
Светлана Володина

смотрите также

показать больше статей