Потребитель будет знать, где брать деньги

Россйские потребители еще не научились отстаивать свои права. Развитие сферы кредитования привело к увеличению числа россиян, чьи права ущемлены. Недовольство в первую очередь вызывает отсутствие четких правил игры и утаивание информации.

15 Марта 2010 11:26:32
автор: Елена Шуляк


15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В этом году он проходит под девизом «Наши деньги – наши права».

Этот девиз связан с появлением новых видов финансовых услуг – кредитованием и вкладами. Развитие этой сферы услуг привело к увеличению числа потребителей, но вместе с тем увеличилось и число тех, чьи права нарушены или ущемлены. Недовольство потребителей вызывают увеличение процентных ставок  по кредитам в одностороннем порядке; навязывание банками различных дополнительных услуг к договору кредитования, предоставляемых за дополнительную плату; непредставление полной информации об услуге, о сумме кредита, подлежащего выплате, отсутствие графика погашения платежей, о штрафных санкциях и проч.

В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей в  Рязани состоялся круглый стол с участием представителей управления Роспотребнадзора, отдела предпринимательства и потребительского рынка, РЕАП «Человек». На этой встрече обсуждались проблемные вопросы по защите прав потребителей в сфере финансовых услуг. «В период экономических сложностей, который переживает, в том числе и наша экономика, потребитель становится уязвим и, конечно, нуждается во всех формах защиты, и, прежде всего, со стороны государства. Как нам представляется, именно на рынке финансовых услуг мы должны наиболее активно защищать россиянина, который в последнее время, с принятием закона «О защите прав потребителей», стал еще, помимо высокого звания гражданина России, носить звание потребителя»- заявил Геннадий Онищенко.

Особенности информирования потребителей при предоставлении им кредитов установлены положениями ст.10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), в соответствии с которыми информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать "цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита, размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы".

Глава Роспотребнадзора отметил, что в 2009 году в Роспотребнадзор поступило 314 тыс. обращений граждан, из них по вопросам защиты прав потребителей - 190 тыс. или 61 % от всех зарегистрированных. В структуре обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей 60% (113 тыс.) связаны с торговлей, 22 % (42, 6 тыс.) со сферой услуг, 18% (34 тыс.) - иные вопросы потребителей.

Во взаимоотношениях предприниматель-потребитель именно потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Максимальное удовлетворение требований и ожиданий клиентов благотворно влияет на уровень конкурентоспособности компании и позволяет ей уверенно смотреть в завтрашний день. Поэтому так важно формировать позитивную положительную оценку потребителя - его доверие.

Следует отметить, что при рассмотрении дел в судах о нарушении прав потребителей, отмечается, что основная проблема в этой области – недостаточная информированность самих потребителей о своих законных правах. Социологическое исследование ВЦИОМ подтверждает выводы, что большинству россиян (87%) важно, чтобы их права соблюдались продавцами и производителями товаров и услуг. 77% опрошенных граждан России отмечают, что на их выбор влияет тот факт, что производитель, компания-продавец, рассказывает об их правах и поэтому будет эти права уважать и соблюдать. Участники Круглого стола в Рязани считают, что необходимо создание организации розничных сетей, действующей на принципах саморегулирования. Такая организация должна следить за качеством услуг и соблюдением прав потребителей. Необходимо обновить базу «Закона о защите потребителей», в частности – юридически отрегулировать понятие «технически сложные товары». Это позволит оптимизировать систему обслуживания и ремонта электроприборов в сетях, торгующих бытовой техникой и др.

 «За продукцию в первую очередь отвечает производитель, считает Геннадий Онищенко, поэтому нужно иметь четкие объективные критерии фирменного дорыночного контроля. Перед Роспотребнадзором сегодня стоит важная задача - обеспечение эффективного взаимодействия со всеми участниками потребительского рынка».

Как уже сообщал Weekjournal.ru, 1 декабря 2009 года было принято Постановление Правительства РФ № 982, вступившее в силу с понедельника, 15 февраля. В этом постановлении утверждаются новые перечни продуктов питания, косметики и бытовой химии, подлежащих обязательной сертификации.
 
Теперь для продавцов будет достаточно заполнить декларацию о подтверждении соответствия заявленным ими же качествам товара. Защитники прав потребителей опасаются, что в магазины и, особенно, на рынки поступит большое количество некачественной продукции. По сути, этот документ отменяет сертификацию продуктов  в том виде, в котором она существует. Но следует заметить, что зачастую мы часто сталкиваются с фактами, когда наличие сертификата на продукцию тоже мало защищает потребителя. Правда, подавляющее большинство потребителей считают, что  наличие документа соответствия качеству создаёт хоть какой-то заслон от недоброкачественной или фальсифицированной продукции. Производство и продажа продуктов без декларации может дорого стоить нарушителям: Роспотребнадзор может оштрафовать производителя до 300 000 руб., наряду с этим недобросовестным производителям может грозить до двух лет лишения свободы.

Справка: Всемирный день защиты прав потребителей приурочен к выступлению в конгрессе США 35-го президента США Джона Фицджеральда Кеннеди 15 марта 1961 года. «Потребители — это все мы. Потребители — это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение», - сказал Кеннеди. Кроме того, он выделил основные права потребителей: право на информацию, право на безопасность, право на выбор, право быть услышанным, к которым позднее добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. 15 марта 1983 года этот праздник был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей.
 

Елена Шуляк

 

 

смотрите также

показать больше статей