Из КС уволен последний честный судья

Двое “инакомыслящих” судей КС вынуждены были досрочно уйти в отставку из-за того, что устали “обслуживть интересы” силовых структур. Они выступали против выстраивания “вертикали власти” и защищали опальных к власти подсудимых.

02 Декабря 2009 13:30:34
автор: Борис Бакир
Двое “инакомыслящих” судей КС вынуждены были досрочно уйти в отставку из-за того, что устали “обслуживть интересы” силовых структур. Они выступали против выстраивания “вертикали власти” и защищали опальных к власти подсудимых. Судья Конституционного суда РФ Анатолий Кононов подал заявление об увольнении по собственному желанию с 1 января 2010 года. А с 1 декабря совет судей РФ принял самоотвод из состава совета и его президиума судьи Конституционного суда Владимира Ярославцева.
 
Ранее Верховный суд покидали не согласные с фактической отменой надзора. Уход же Кононова трудно переоценить. Теперь КС уже открыто склоняющийся к авторитаризму, с властью расставаться не намерен и не приемлет демократических механизмов.
Конституционный суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению президента РФ. Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее девяти человек от общего числа судей. Полномочия Конституционного суда не ограничены определенным сроком.
 
Анатолий Кононов рассказал, что его коллегу Ярославцева “В лучших традициях "высекли" на пленуме”. Кроме того, он назвал "крайне недемократичным и неуважительным к КС" принятый летом президентский законопроект, который заменил избрание председателя КС и его заместителей самими судьями на процедуру их назначения Советом федерации по представлению президента. Остальные высказывания господина Кононова мало отличались от его "особых мнений", в которых он на протяжении 18 лет резко критиковал решения КС (в т.ч. и по делу Михаила Ходорковского). 
 
Жизнь на обломках правосудия
Так когда-то Анатолий Кононов сказал о российской судебной системе. Теперь последние надежды на справедливость рушатся. Искать правду придется за границей, а Конституционный суд теперь будет только "одобрять принятые решения", без особых мнений.
 
"Институт особых мнений, которым активно пользовался судья Кононов, поддерживал судейскую и судебную независимость в условиях регресса системы конституционного правосудия",— пишет газета "КоммерсантЪ". Как заявил изданию адвокат Вадим Прохоров, представлявший интересы заявителей в деле об отмене выборов губернаторов и ряде других, по которым господа Кононов и Ярославцев выступали с особыми мнениями (у господина Кононова их более 50, у господина Ярославцева — около 10).
“Следует признать, что писать особое мнение чрезвычайно трудно, - гворил ранее сам Анатолий Кононов, - потому, что общая парадигма представлений о праве и демократии кажется разрушенной употреблением тех же понятий и слов в совершенно ином смысле и приданием казалось бы устоявшимся оценкам противоположного значения”.
 
Он выступал против “вертикали власти”. “Можно ли представить, что повсеместная ликвидация выборов глав регионов не умаляет и не ограничивает признанные ранее избирательные права и не противоречит целям демократии и народовластия?”, - считает Анатолий Кононов. “Можно ли утверждать, что присвоение федеральной властью права диктовать субъекту Российской Федерации назначение "сверху" его высшего должностного лица "само по себе" не нарушает принципы федерализма и разделения властей, а является уравновешиванием основ и баланса интересов и реализует самостоятельность субъекта Российской Федерации? Можно ли говорить, что конституционный перечень полномочий Президента Российской Федерации не препятствует возможности их неограниченного расширения законом и не противоречит идее правового государства? Можно ли предположить, что текущее изменение законодательства или некий "дух времени" могут изменить смысл конституционных норм до неузнаваемости?”.
 
Это значило бы отрицание очевидного или произвольное толкование общепринятых понятий. Однако восстановление смысла и доказательство очевидного далеко выходило бы за рамки нашей задачи, поэтому приходится апеллировать к здравому рассудку.

Говорить только правду
Судья Анатолий Кононов с 1993 года 42 раза выражал несогласие с решениями КС. В 2005 году он был против признания конституционной нормы об отмене губернаторских выборов, а также поддержал позицию одного из фигурантов первого дела ЮКОСа — экс-главы банка МЕНАТЕП Платона Лебедева, который вместе с десятью заявителями оспорил нормы Уголовно-процессуального кодекса, регламентирующие порядок продления срока предварительного заключения. КС признал нормы конституционными, но отменил практику их применения судами и прокуратурой, указав, что продлевать срок содержания обвиняемых под стражей суды могут только в открытом заседании с участием обвиняемого и его защиты. Судьей-докладчиком по делу был господин Кононов, который при этом выступил с особым мнением, указав, что оспоренные нормы следовало отменить, поскольку они имеют не устранимый никаким толкованием дефект, изначально заложенный законодателем. В 2005 же году Анатолий Кононов тоже не согласился с постановлением КС о проверке конституционности 113-й статьи Налогового кодекса (устанавливающей трехлетний срок давности привлечения налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения), которое позволило начать новое дело ЮКОСа, отменив срок давности для взыскания с компании 30 млрд руб. Судья Кононов заявил, что решение КС "неверно по существу", поскольку "сокращает гарантии стабильности правовых отношений в виде срока давности и умаляет уровень защиты налогоплательщика от неопределенно длительной угрозы ответственности", а сам КС вышел за пределы своей компетенции и осуществил функции законодателя. 
 
В 2009 году господин Кононов заявлял особые мнения трижды. В апреле он выступил против признания конституционной действующей практики согласования с властями публичных мероприятий, заявив, что она приводит к произвольным запретам на их проведение. В мае судья не согласился с отказом КС в рассмотрении жалобы журналиста Натальи Морарь, оспаривавшей порядок выезда и въезда в РФ в связи с решением Федеральной службы безопасности, не пустившей ее в Россию при возвращении из служебной командировки в Молдавию. В июле судья Кононов выступил против отказа КС в рассмотрении жалобы Михаила Ходорковского на неконституционность ряда норм Уголовного кодекса. 
 
Борис Бакир
 
 

смотрите также

показать больше статей