Армия становится опасной

Сегодня в России начался очередной призыв на срочную военную службу. Военные рапортуют, что теперь армия встречает новобранцев новым обликом. Никакой дедовщины, ботинки вместо кирзовых сапог, шведский стол... Изменилась ли армия на самом деле?

01 Октября 2009 14:41:02
Сегодня в России начался очередной призыв на срочную военную службу. Военные рапортуют, что теперь армия встречает новобранцев новым обликом. Никакой дедовщины, ботинки вместо кирзовых сапог, шведский стол... Изменилась ли армия на самом деле?
 
Изменилась, но увы, не в лучшую сторону. Пока министр обороны РФ Анатолий Сердюков занимался сокращением офицеров и прапорщиков, в армии и на флоте солдаты стали сами налаживать свой быт, по своим законам...
 
Во-первых, до сих пор ходят зловещие слухи о том, что в некоторых частях солдат принуждают подписывать контракт на продление службы. Дело в том, что через полгода каждый из солдат начнет изучать специализацию. Будь то ракетные войска, подводная лодка или военные истребители - на все про все генералы отводят новичкам 6 месяцев. "Нам так объяснили: наша основная задача - дать бойцу первичные навыки, подтянуть его, - говорит один из прапорщиков, - а надо будет делом овладеть, он останется в части служить по контракту". Реальных доказательств произвола и принуждения при подписании контракта на службу пока никто не предъявлял.
 
Второй, но по сути самый главный и опасный бич армии - межэтнические конфликты. Например, в последние годы резко участились случаи таких стычек в рядах вооруженных сил. Не так давно в одной воинской части произошел показательный инцидент. Туда привезли 70 солдат - прибывшие были в основном дагестанцами. Кроме того, к тому моменту в части уже проходили службу около ста человек с Северного Кавказа. "Они сразу же объединились по принципу землячества и принялись наводить свои порядки", - писала тогда газета "Коммерсант". Могли сильно избить за малейшую провинность любого русского солдата. Они отнимали личные вещи, сигареты, всячески унижали как молодых бойцов, так и "дедов". На многочисленные жалобы солдат командир части никак не реагировал". Русские солдаты решили устроить акцию протеста в форме побега, и прежде, чем покинуть часть, написали письмо командиру, объяснив еще раз, в чем причина их недовольства. Оружия было специально оставлено ими в части, чтобы подчеркнуть, что это мирная акция. В итоге беглецы были просто "изолированы от кавказцев".  Чем закончилось история, сейчас узнать невозможно. Но случаев таких – крайне много.
 
Совсем недавно - в полку, который дислоцируется на дальневосточном острове Кунашир, почти полторы сотни солдат-дагестанцев учинили бунт из-за того, что дежурный по части сорвал им пьянку в казарме. Они отказались подчиняться офицерам и избили их. А затем заперлись в казарме и грозили взять в руки оружие. "Кавказская проблема" вызывает большую головную боль не только у дальневосточных - у всех российских командиров. Каждый округ или флот, где в ротах, полках или на кораблях образовалась "повышенная концентрация" южан, то и дело трясут ЧП с их участием. 
 
По данным правоохранительных органов, в том же ДВО 10 лет назад преступления "на этнической почве" составляли 8% от всей массы дисциплинарных правонарушений. А сегодня - в 2,5 раза больше. Примерно такая же динамика грубых проступков и преступлений на национальной почве в Северо-Кавказcком, Приволжско-Уральском, Сибирском военных округах, на Тихоокеанском и Балтийском флотах.
 
В Самаре, не выдержав издевательств кавказцев, сбежали из части рядовые Станислав Андреев (русский) и младший сержант Азамат Алгазиев (казах). В их роте служили полтора десятка южан - дагестанцы, аварцы, даргинцы, ингуши, кумыки. Они и устроили в роте так называемый "джамаат" - общину на криминальный лад. Этот "джамаат" каждого некавказца облагал данью - от 50 до 1000 рублей. Кто не соглашался, били до полусмерти. Верховодил Аслан Даудов, которому ничего не стоило послать матом офицера, если тот делал внушение за проступок. Когда прокуратура Самарского гарнизона начала разматывать дело о "джамаате", следователи были поражены: все пострадавшие солдаты тряслись от страха и боялись давать показания.
 
На Балтийском флоте из-за того, что кавказцы создали на большом десантном корабле невыносимую обстановку, командование было вынуждено переформировать экипаж. Дошло до того, что офицеры боялись подниматься на борт корабля. Несколько лет назад было ЧП на национальной почве и в Москве, можно сказать, под носом у Минобороны. 70 призывников из Чечни с первых дней в части потребовали от командиров привилегий, которые никак не вписывались в рамки устава. Они отказались питаться в столовой, носить военную форму и круглосуточно находиться на территории части. Командование, как могло, уважило южан: в виде исключения для них отдельно готовилась еда, им разрешили находиться в казарме в спортивных костюмах и кроссовках. Они ежедневно устраивали драки с местными парнями. Потом переключились и на офицеров бригады, многие из которых воевали в Чечне. Терпение командования лопнуло в тот день, когда  надругались над памятником погибшим воинам бригады - призывники из Чечни демонстративно помочились на монумент. Всех южан срочно и тихо выслали домой.
 
Тяжелее всего приходится командирам подразделений с засильем кавказцев. Их группировка обычно выстраивает свою "вертикаль власти" – параллельную, а то и замещающую командирскую. Доходит до того, что южане вынуждают офицеров делать за них свою работу. Армия дошла до того, что от бессилия шлют руководителям кавказских республик слезные письма с просьбой повлиять на своих "непослушных" земляков. Там, надо полагать, над офицерами посмеиваются.
 
Из ВУЗа на 3 года?
Итак, современная армия вступила в эпоху постоянных преобразований. Кирзовые сапоги меняют на современные хаки (правда, далеко не везде), в армейских столовых вместо традиционной гречи и сосисок – шведский стол (о это выбор между пшенкой и манкой!). Однако, драка в Алтайском крае подтверждает: армия у нас по-прежнему рабоче-крестьянская. И солдаты дерутся на национальной почве, что тоже не говорит о росте их уровня социальных взаимоотношений и толерантности. Бытует мнение, что армию надо разбавлять интеллигенцией. Отсюда ходят страшные слухи для студентов: после ВУЗа придется служить три года.
 
Выпускники, окончившие военные учебные центры при гражданских вузах, должны на следующий день после окончания учебного заведения заключать контракт на прохождение службы в армии сроком на три года. Это требование зафиксировано в указе "О внесении изменений в положение о порядке прохождения военной службы".
 
Но налицо противоречие: в указе от 16 января 2008 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999" об этом нет ни слова.
 
Николай Колинов

 

Загрузка...



смотрите также

показать больше статей