Евразийская дыра

Как попадает в Москву «азиатская» техника. В последнее время Москва превратилась в Эльдорадо для азиатских товаров, зачастую низкого качества. Конечно, покупателя интересует прежде всего цена...  

29 Октября 2008 08:00:00
Как попадает в Москву «азиатская» техника
В последнее время Москва превратилась в Эльдорадо для азиатских товаров, зачастую низкого качества. Конечно, покупателя интересует прежде всего цена. И никто не задумывается, почему импортные товары продаются так дешево. Со всеми налогами и накрутками они в любом случае должны стоить дороже. Ответить на этот вопрос поможет случай на таможне маленького городка Углич Ярославской области.
 
Зачем Угличу столько ванн?
Говорят, военный разведчик Рихард Зорге вычислил направление главного удара немцев, следя за поставками топлива. Взял статистику и сообщил свой вывод в Центр. Следуя его примеру, майор ярославской таможни Вячеслав Виноградов сделал потрясшее его открытие.
 
Заглянув в отчеты, майор взял статистику о ввозе в область всех товаров за год и стал сравнивать то, что ввозилось, исходя из потребностей региона. Он обратил внимание, что первые четыре места в отчетах по маленькому таможенному посту в городе Угличе занимают фирмы, существенно влияющие на финансовые сборы не только поста, но всего таможенного управления. Номенклатура же товаров, ввозимых этими фирмами, явно не соответствует производственной деятельности района. В течение года в Углич идет фура за фурой якобы с «чугунными ваннами». На бумаге в городок уже завезли свыше ста машин, забитых ими. Сами же таможенные документы пост оформляет поистине с космической скоростью. Акты досмотра написаны как под копирку, одним должностным лицом, всего за 20 минут. При этом в них нередко отсутствуют сведения о маркировке и торговых знаках.
 
Майор задался вопросом: а зачем Угличу столько ванн? Учитывая, что декларанты ванн - одни и те же лица (две фамилии), ярославский Зорге сделал вывод: пост работает под контролем организованной группировки.
Он, конечно, мог бы поделиться сомнениями с начальством. Но майор честно все зафиксировал и отправил свои выводы в Москву.
Через неделю оперативники Управления «К» ФТС (аналог контрразведки) сели на хвост девяти фур под Выборгом, которые должны были следовать в Углич. А на самом деле они по Ленинградскому шоссе двинулись в Москву. Там, на складе, их и вскрыли, обнаружив внутри бытовую технику.

Нам безразлично, бандиты вы или нет
- Опять заработали старые схемы, - утверждают оперативники Управления «К».
В цепочке, кроме перевозчиков, были задействованы досмотровики, начальники постов. Работу схемы обеспечивала «группа прикрытия»: высокие должностные лица из таможни и «силовых структур». Таможенники в Угличе в глаза не видели ни одной фуры - они просто шлепали печати на бланки.
 
Случай с «чугунными ваннами» заставил вспомнить историю начала 90-х. Тогда впервые предприниматели из России решили закупить дорогую бытовую технику - такую, что и в Германии, в Скандинавии не каждый может себе позволить. Средним оптом для техники такого класса считается, например, пять «стиралок». Тем не менее повторная закупка одной из российских фирм составила целую фуру(!) самых дорогих машин. Менеджер головной фирмы сначала попросил исправить опечатку: мол, наверное, все-таки шесть, а не шестьдесят.
- Вообще-то нам надо шестьсот! - был ответ.
В той же цепи было еще одно звено: официальный дилер инофирмы.
Поясним, что отличие дилера от простой фирмы-покупателя - в признании его таковым фирмой-продавцом. Любой «отморозок» мог протянуть визитку, что он - официальный дилер Sony, Panasonic и т. д. Как сказал один из российских руководителей крупной западной компании в Москве: «Нам безразлично, чьи деньги вы прокручиваете, кто вы, обычные бизнесмены, госфирма или бандиты. Платите деньги, забирайте товар, растаможивайте его и продавайте, кому хотите и как хотите».
Наконец в цепочке появилось главное звено. Зачем дилеру самому заниматься растаможкой груза, прибывшего из-за границы, выстаивать долгие очереди в конторах, подписывать кучи бумаг, терять уйму времени, если за умеренную плату все то же самое могут сделать посредники - так называемые таможенные брокеры. Рынок таких услуг развивался в начале 90-х. Конечно, с чужаком с улицы никто из брокеров откровенно разговаривать не будет, нужна рекомендация посредника из таможни, которого подкармливает брокер. Тот и подскажет брокеру, какие фирмы нужно будет указать при оформлении в момент отправления фуры с грузом в графе «Покупатель» и в графе «Получатель».
 
Черная дыра, в которой пропадает огромное количество денег, находится в промежутке между закупающей российской фирмой и инофирмой. А значит, без серьезной системы перекачки денег за рубеж, надежных каналов «черной» ( полностью нелегальной) или «серой» (полулегальной) растаможки обойтись невозможно.
 
Сколько еще таких «дырок», как в Угличе действует по России? Сколько миллионов через них прокачивается, если только за полгода только через Углич «прошло» 180 фур и если только 9 из них оценили в 6 млн долларов США. Значит, всего за полгода прокачали свыше 100 миллионов. А сколько собирались провезти через границу?

Из Китая в Москву через Финляндию
Казалось бы, имеет ли смысл гнать груз через страну длиной в десять тысяч километров, чтобы снова вывести его за границу, а потом ввести обратно? Оказывается, имеет. Именно по такому маршруту движется значительная часть контейнеров по Транссибирской магистрали из Азии через Россию в Финляндию, чтобы потом завершить свой сложный путь на прилавках московских магазинов.
 
Вот сведения из финских информированных источников. В Финляндии действуют несколько крупных терминалов, которые работают только на Россию. Именно туда движется большая часть контейнеров по Транссибу из Азии. На складах товар перегружают в трейлеры, которые отправляются в сторону российской границы по липовым документам.
Российская и финская пресса с гордостью рапортуют о постоянно растущем грузовом потоке: «Количество контейнеров, перевозимых по Транссибирской железнодорожной магистрали, увеличивается год от года, достигая ныне рекордных показателей. Особенно динамичным ростом отличается объем перевозок между Китаем и Финляндией. Еженедельно в Финляндию из порта Находка в среднем прибывает шесть контейнерных поездов».
 
Все грузы с этого поезда попадают на склады, которые по сути - огромные оптовые магазины. Их либо арендуют, и это может сделать любая фирма, в том числе и российская, либо предприятие, зарегистрированное в какой-нибудь стране ЕС, открывает его самостоятельно при наличии некоторой залоговой суммы. Такие централизованные таможенные склады-распределители позволяют закупать товар крупными партиями, не вкладывая значительные средства в НДС и российские таможенные пошлины. А затем - появляется оптовик помельче, который с финских складов забирает столько, сколько нужно, небольшими порциями, для России.
 
Только на складах North Euroway Oy ежедневно формируется до 50 трейлеров, вывозящих в обратном направлении прибывшую из Азии электронику. Судя по популярности среди российских фирм такого «транспортно-логистического решения», несмотря на дополнительную оплату небольшого крюка в виде заезда в Финляндию через всю страну, получается солидный бизнес.
 
Согласно информированным источникам среди владельцев терминала, фирмы, которые зарегистрированы на Гибралтаре, принадлежат россиянам.

Вместо эпилога
После ареста 9 фур таможенников в Угличе разогнали. В результате прекращения деятельности преступной группировки все склады в Финляндии оказались забиты прибывающей по железной дороге техникой. Простаивают грузчики, водители, склады в Москве. Куда теперь все добро сбывать?
«Будут искать крайнего, - уверены оперативники. – А значит, начнется отстрел». Так по цепочке и пойдут: перевозчиков, дилеров, «авторитетов», которые прикрывали канал. И, конечно же, тех, кто на самом верху.
Сергей Смирнов 
 

смотрите также

показать больше статей