МЕГАПОЛИСЫ ПОД ЯДЕРНОЙ УГРОЗОЙ

Сегодня террорист – это целая армия. Не нужны танки и самолеты. Ядерный заряд мал, да удал – только в Подмосковье расположено такое количество опасных объектов (в том числе, ядерных), что если рванет – мало не покажется.

11 Сентября 2008 10:00:00

Федор ЛОБЕР

    Сегодня террорист – это целая армия. Не нужны танки и самолеты. Ядерный заряд мал, да удал – только в Подмосковье расположено такое количество опасных объектов (в том числе, ядернх), что если рванет – мало не покажется. Никому, включая жителей соседних континентов. ФСБ призывает быть на чеку.  И готовится ввести систему «террористической угрозы».
    
    Различную по цветам – от “красного” (повышенная опасность) до “зеленого” (”в Багдаде все спокойно”). По словам директора ФСБ РФ Николая Патрушева, угроза экстремизма и терроризма в России окончательно не устранена, несмотря на то, что в 2006-2007 годах удалось существенно снизить уровень опасности и количества терактов.    В 2002 террористы спокойно захватили помещение театра. Если бы это была ядерная станция, штурм бы мог иметь совсем другие последствия.Какие новые методы используются для предотвращения терактов? Террористические акты становятся все более скорректированными и изощренными. В настоящее время угрозы, связанные с террористическими актами, нарастают быстрее, чем внедряются в практику работы мероприятия антитеррористической направленности. Поэтому действующая система мер по противодействию терроризму пока, увы, несовершенна.    
 
    Каждый охотник желает знать…    
 
    Старая школьная считалочка напомнила ФСБшникам о цветовом спектре. В скором будущем, возможно, в России будет введена специальная шкала уровней террористической угрозы для оповещения населения.Система “уровней террористической угрозы” была разработана в США после событий 11 сентября 2001 года. Система была введена и регулярно публикуется с марта 2002 года. Она состоит из пяти уровней, различающихся по цветам, - зеленого, синего, желтого, оранжевого и красного. Сейчас над проблемой активно работают в ФСБ и МЧС, там планируют уже к концу этого года завершить создание ОКСИОНа (общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей).    
   
    Объекты энергетики особенно уязвимы для террористов. И не всегда они хорошо защищены. Особенную опасность представляют атомные электростанции.    Действие системы уже было применено на практике в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге при проверке сигнала о готовящихся терактах. Терминалы ОКСИОН будут размещаться в метро, на вокзалах, на улицах и в супермаркетах. На экранах будет транслироваться необходимая информация о чрезвычайных ситуациях, которые могут произойти, будет показано, как действовать в той или иной обстановке, как оказывать первую помощь себе и пострадавшим.    
 
    Транспорт – самый небезопасный    
 
    Директор ФСБ РФ Николай Патрушев отметил, что сегодня транспортная сфера является главной мишенью для террористов. Ярким примером тому служит подрыв поезда “Невский экспресс” и автобуса в Тольятти. Недавно в Москве прошел “круглый стол” посвященный проблемам борьбы с терроризмом в регионе.Выступавшие отметили, что вопросы укрепления антитеррористической защищенности объектов транспорта в последние годы во всем мире вошли в число самых актуальных проблем. Транспорт, транспортные коммуникации всегда были и будут зоной повышенного риска.    Транспортная инфраструктура Московского транспортного узла состоит из автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и трубопроводного видов транспорта. А так как это - крупнейший транспортный узел России (ежегодно перевозятся порядка 2 млрд. пассажиров, обрабатывается более 60 % всех грузов страны), мы находимся, что называется, в “повышенной зоне риска”. 
    Последний террористический акт 31 октября в Тольятти, в результате которого погибло 8 человек, более 50 пассажиров получили ранения показал, что угроза существует и требует постоянного совершенствования антитеррористической деятельности, главное в которой - профилактика терактов.    
    Чтобы предметнее оповещать население о террористической угрозе, ФСБ совместно с заинтересованными федеральными и территориальными органами исполнительной власти разрабатывают шкалу уровней террористических угроз. В пример можно привести американскую систему: там в случае, например, с “оранжевым” уровнем принимаются дополнительные меры безопасности на военных базах, в морских портах, аэропортах и на железной дороге; усиливается охрана границ, мостов, туннелей, АЭС. В случае объявления “красного” уровня - прекращают работу и закрываются общественные и правительственные учреждения, а весь персонал эвакуируется в подземные бункеры.   
    Правда, наметилась хорошая тенденция, - ведь в целом в мире террористическая угроза растет, а в России она сокращается. И все благодаря тем самым профилактическим мероприятиям, которые должны способствовать снижению возможности совершения терактов. 
 
    Опять же, после событий 11 сентября особую тревогу вызывают вопросы авиационной безопасности. Недавние прокурорские проверки крупнейших аэропортовых комплексов России (Шереметьево, Домодедово, Быково) еще раз показали значительное количество  недостатков,  в  том  числе  связанных  с  антитеррористической безопасностью. Количество воздушных судов авиации общего назначения за последние годы значительно возросло.
     По данным Центрального управления государственного авиационного надзора в Подмосковье зарегистрировано 90 воздушных судов. Достаточно неожиданным, в том числе для спецслужб, оказалось применение террористами-смертниками в США в качестве “снарядов” захваченных пассажирских самолетов. Тут основная проблема в том, что почти отсутствует система контроля и сбора данных за ввозом и размещением малых летательных аппаратов на территории Москвы и области.         
  
    Какие меры наиболее действенны?    
 
    В принципе, уже сегодня внедрение тотального досмотра пассажиров и грузов с использованием современных технологий способно обеспечить 100% или близкую к этому значению гарантию безопасности. Но с учетом того, что время, затрачиваемое на обнаружение оружия и широкого спектра взрывчатых веществ даже с применением самых современных технических средств, составляет несколько минут секунд в расчете на один объект, внедрение такого контроля способно парализовать деятельность самого современного автомобильного, железнодорожного или аэровокзального комплекса.    
     Несомненно, преступники учитывают рассмотренные выше факторы и используют их на этапе приготовления или совершения преступления. Поэтому одним из перспективных направлений совершенствования систем обеспечения безопасности на транспорте является внедрение новых технологий и, в частности, биометрии – средства аутентификации личности на основе измерения уникальных физиологических и поведенческих характеристик.   
    Также разработана технология “Голосового ключа“, которая позволяет установить личность говорящего по парольной фразе продолжительностью 3-5 секунд с вероятностью ошибки не более 1%. Иными словами, будущее систем безопасности – за новыми технологиями и их грамотным применением, как на федеральном, так и на региональном уровне.
 

 

смотрите также

показать больше статей