"Демонтаж вертикали": регионам придется стать самостоятельными
Какой тип регионального политика будет востребован при новом кураторе Сергее Кириенко?
Какой тип регионального политика будет востребован при новом кураторе Сергее Кириенко?
Ушли губернаторы-«тяжеловесы», торопятся на выход пришедшие когда-то им на смену услужливые дельцы, взращенные «вертикалью власти». Кто идет им на смену, какой тип регионального политика будет востребован при новом времени и при новом кураторе Сергее Кириенко? Об этом рассуждает директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков в колонке издания МК.
В России этапы внутренней политики принято ассоциировать с именами ее непосредственных кураторов. Путинская эпоха началась при тандеме руководителя президентской администрации Александра Волошина и его заместителя Владислава Суркова. Последний на многие годы занял должность кремлевского «серого кардинала» и сформировал тот подход к региональной политике, который актуален и по сей день. Волошин не мог в открытую воевать с губернаторами-«тяжеловесами», которые на тот момент крепко держали не только собственные вотчины, но и соседние регионы. Лужков, Шаймиев, Россель — при всем желании избавиться от их влияния Волошин мог рассчитывать только на редкие победы в этих политических шахматах, так как серьезными ресурсами в борьбе против них он не обладал.
Расцвет «эпохи Суркова» поставил ребром вопрос о судьбе губернаторов-«тяжеловесов». Построение «вертикали власти» требовало от губернаторов беспрекословного подчинения, гипертрофированной лояльности, в обмен на которую они получили свой кусок для кормления. Именно этот вектор на построение имперского сознания и был взят на вооружение АП РФ, набиравшей в те годы влияние за счет непомерно увеличившегося потока нефтедолларов. Именно нефть позволила федеральной власти выиграть войну с региональными элитами относительно бескровно, открыв лишь сезон охоты на наиболее влиятельных губернаторов. Результатом стало тотальное кадровое обновление, в результате которого на месте того же Росселя успел посидеть уже не один губернатор с минимальным рейтингом доверия и эффективности. Апогей смены губернаторов пришелся на время президентства Дмитрия Медведева, при котором сменилась большая часть регионального корпуса. Тогда же появились первые рейтинги оценки их эффективности — «рейтинг выживаемости» и «кремлевский рейтинг», так как в условиях отсутствия прямых выборов анализ и критика перешли от электората к экспертам.
Кратковременная эпоха Вячеслава Володина не внесла серьезных корректив в тип губернатора, востребованного системой управления государством. Как и при Суркове, предпочтение при назначении главой субъекта часто отдавалось наиболее лояльному, компромиссному, безынициативному кандидату, которым и управлять легче, и который не будет вести собственную игру, интригуя против Кремля. Кроме того, в управление региональной политикой стали активно вмешиваться федеральные финансово-промышленные группы, согласовывая на должность губернаторов своих протеже, что привело к настоящему конфликту между лагерями «банкиров» и «силовиков». Итогом этого противостояния стала целая череда посадок глав регионов (Гайзер, Хорошавин, Белых, Дудка) и приход в систему управления выходцев из спецслужб ФСБ и ФСО. Правда, назначенный врио губернатора Калининградской области Евгений Зиничев отказался от должности спустя всего пару месяцев после назначения, не выдержав специфики работы.
Перед стартом президентской избирательной кампании 2017–2018 гг. куратором внутренней политики назначен Сергей Кириенко. Его главное отличие от Суркова и Володина в том, что он организатор, не имеющий собственных амбиций по влиянию на внутреннюю политику. Его главная задача состоит в проведении избирательной кампании Президента РФ в сложных финансовых и политических условиях, а для этого он должен основательно переработать те подходы к работе с регионами, которые заложили его предшественники на этой должности.
Кириенко нужен новый тип губернатора, который может не только организовать технологичную, легитимную избирательную кампанию на территории своего региона, но и сам стать ее драйвером. Кроме того, новое время требует и нового управленческого подхода. Сформулированная Медведевым парадигма «денег нет» станет новой реальностью для регионов уже в этом году. Теперь руководитель субъекта должен проявить те качества, которые ранее он если и имел, то осознанно и старательно купировал. Инициативность, умение дискутировать, отстаивать собственную точку зрения, идти на компромисс, но при этом добиваться своего. Проще говоря, он должен вновь стать политиком, а для этого ему требуется самому пройти через процедуру прямых выборов, причем не рафинированно-театральных, а настоящих, демократических.
В этой логике встает с ног на голову вся система, отстроенная ранее Сурковым, а затем тщательно институализированная его сменщиком Володиным. Между тем вне ситуации противостояния «центр — регион» конца 90-х лояльные Кремлю, но харизматичные и ресурсные кандидаты вновь смогут претендовать на руководящие посты. Это решит и проблему провалившегося кадрового резерва, а с другой стороны, позволит выпустить пар и активировать развитие реальной региональной политики. В ситуации без денег, но с большим количеством проблем «вертикаль власти» не может быть эффективна, нужна определенная децентрализация, основой которой будут не опасные, но самостоятельные игроки. Например, один из немногочисленных «красных» губернаторов Сергей Левченко был отмечен в «Рейтинге власти» как позитивный пример оппозиции во власти, а фигура Алексея Навального рассматривается как хорошая оппозиция патриотически настроенным группам элит.
Решать это будет Сергей Кириенко. Правда, времени на подготовку к выборам у него крайне мало. А задачи, стоящие перед его ведомством, очень масштабные, ведь речь идет не только о самой избирательной кампании, но и последующих после нее пяти годах управления страной, которая будет вынуждена серьезно пересмотреть свой образ жизни. Эпоху постсоветских «тяжеловесов» уже не вернуть, а время «вертикали власти» постепенно проходит. На политическую арену выйдут молодые технократы, воспитанные банками и госкорпорациями, офицеры спецслужб и политики новой волны, лояльные Кремлю, но готовые биться за собственное положение в обществе.