Лужков делает ставку на "Атлант-Союз"

Власти Москвы намерены к 2015 году превратить свою авиакомпанию во второго перевозчика России.

11 Февраля 2010 11:55:27

Власти Москвы намерены к 2015 году превратить авиакомпанию "Атлант-Союз" во второго по величине перевозчика в России. Как пишет "РБК daily", финансировать рывок "Атлант-Союза" чиновники готовы из бюджета столицы.

Согласно новой стратегии развития "Атлант-Союза", маршрутная сеть, которая сейчас насчитывает всего 13 пунктов, к 2015 году должна увеличиться до 50. Более того, "Атлант-Союз", базирующийся во Внуково, намерен летать в США, куда из российских компаний пока летает лишь "Аэрофлот" и "Владивосток Авиа". Авиапарк компании через пять лет должен насчитывать 90 судов, в том числе 62 борта российского производства.

Правительство Москвы ранее планировало создать конкурента "Аэрофлоту", создав холдинг "Росавиа" на базе "Атлант-Союза" и активов госкорпорации "Ростехнологии". Однако премьер-министр России Владимир Путин одобрил предложение Минтранса по акционированию авиационных активов госкорпорации "Ростехнологии" и дальнейшей их передаче "Аэрофлоту". "Решение принято. Я с вашим предложением согласен. Приступайте к работе", - заявил в начале февраля Путин министру транспорта России Игорю Левитину.

В настоящее время в управлении ГК "Ростехнологии" находятся три федеральных государственных унитарных предприятия, которые сейчас проходят процедуру акционирования, - это ГТК "Россия", "Кавминводы" и "Оренбургские авиалинии".

После того, как "Аэрофлот" объединится с прочими государственными перевозчиками, ежегодные пассажироперевозки авиакомпании увеличатся до 17 миллионов человек. Это почти вчетверо больше, чем у ближайшего конкурента "Аэрофлота" - "Трансаэро". Более того "Аэрофлот" уже предложил аэропорту "Шереметьево" отдать ему в управление "Шереметьево-2" и терминал Е. Дело в том, что "Аэрофлот" не сможет перевести в "Шереметьево-3" все рейсы. Этот терминал рассчитан на 9 млн человек, а у перевозчика с "дочками" уже в этом году ожидается пассажиропоток до 12 млн. В противном случае "Аэрофлот" грозится уйти в "Домодедово".

Лоббисты "Аэрофлота" играют мускулами


ОАО "Авиакомпания", учрежденное госкорпорацией "Ростехнологии" и мэрией Москвы для создания холдинга "Росавиа", будет ликвидировано. Напомним, ранее министр транспорта Игорь Левитин предложил передать авиационные активы госкорпорации "Ростехнологии" "Аэрофлоту". В обмен госкорпорация может получить 28% акций "Аэрофлота", которые государству нужно будет выкупить у Национальной резервной корпорации (НРК) Александра Лебедева. Если предложение министра будет принято, это будет означать конец проекта "Росавиа", который "Ростехнологии" позиционировали как конкурента "Аэрофлота".

"Ростехнологии" объявили о переносе на первый квартал 2010 года тендера на поставку 65 самолетов для авиакомпании "Росавиа". По официальной информации, тендер перенесен из-за того, что госкорпорация должна изучить дополнения к предложению Airbus, но как сообщили "Коммерсанту" источники, близкие к переговорам, это всего лишь предлог: будущее самой "Росавиа" находится под вопросом. Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев полагает, что тендер может быть вообще отменен, если менеджмент "Росавиа" так и не сможет построить эффективную модель авиакомпании.

Правительство также отказало в помощи крупнейшей госавиакомпании - ГТК "Россиия". "У государства есть деньги, - заявил вице-премьер Сергей Иванов. - Если какая-то авиакомпания сложит крылья, что я не исключаю, то мы будем помогать пассажирам, купившим билеты, чтобы они не пострадали". Прямая помощь авиакомпаниям, тем более неэффективным, оказываться не будет.

Судьба ГТК "Россия" и "Росавиа" обсуждалась на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 30 декабря. Левитин выступил с новым предложением о судьбе будущего авиахолдинга. Докладывая по ситуации в ГТК "Россия", министр отметил, что не только ей, но и всему проекту "Росавиа" не обойтись без стратегического партнера, в качестве которого Левитин назвал "Аэрофлот". Министр предложил следующую схему: государство или сама компания могут выкупить 28% акций "Аэрофлота" у НРК и передать их "Ростехнологиям" в обмен на их авиационные активы.

После передачи активов "Аэрофлоту" миноритарный пакет ГТК "Россия" может также получить администрация Санкт-Петербурга. Как сообщают источники, по итогам совещания никаких решений принято не было. Следующее совещание, на котором должна определиться судьба "Росавиа", назначено на 30 января.

Передача авиакомпаний "Ростехнологий" "Аэрофлоту" будет означать конец проекта создания холдинга "Росавиа", который Сергей Чемезов позиционировал как конкурента "Аэрофлоту". После объявления в сентябре 2008 года о создании "Росавиа" Чемезов и мэр Москвы Юрий Лужков даже предложили правительству лишить "Аэрофлот" роялти за пролет иностранных самолетов над территорией РФ.

Таким образом, монопольное положение Аэрофлота станет еще более очевидным. Сегодня Аэрофлот получает миллиарды рублей за счет роялти. По правилам иностранные и российские авиакомпании должны выполнять равное количество рейсов по транссибирскому маршруту и договариваться о разделе выручки от них. Если иностранцы получают больше дохода или летают чаще, они платят роялти.

"Роялти - это наркотик, от которого надо отказаться", - заявил ранее новый гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев, признавшись, что без пролетных денег "Аэрофлот" был убыточным последние шесть лет. За прошлый год "Аэрофлот" получил от иностранных компаний в 2,3 раза больше, чем в 2008 году - 11,16 миллиарда рублей.

"Атлант-Союз" создан в 1993 году и является официальным перевозчиком правительства Москвы. Парк самолетов "Атлант-Союза" состоит из российских Ту-154М и Ил-86, американских Boeing 737-300 и Boeing 737-800, а также бразильских Embraer 120. 

смотрите также

показать больше статей