Кризис спас "Аэрофлот"

Авиационные активы госкорпорации "Ростехнологии" могут быть переданы "Аэрофлоту".

11 Января 2010 10:58:44

Министр транспорта Игорь Левитин предложил передать авиационные активы госкорпорации "Ростехнологии" "Аэрофлоту", пишет "Коммерсант". В обмен госкорпорация может получить 28% акций "Аэрофлота", которые государству нужно будет выкупить у Национальной резервной корпорации (НРК) Александра Лебедева.

Если предложение министра будет принято, это будет означать конец проекта "Росавиа", который "Ростехнологии" позиционировали как конкурента "Аэрофлота".

Напомним, ранее "Ростехнологии" объявили о переносе на первый квартал 2010 года тендера на поставку 65 самолетов для авиакомпании "Росавиа". По официальной информации, тендер перенесен из-за того, что госкорпорация должна изучить дополнения к предложению Airbus, но как сообщили "Коммерсанту" источники, близкие к переговорам, это всего лишь предлог: будущее самой "Росавиа" находится под вопросом. Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев полагает, что тендер может быть вообще отменен, если менеджмент "Росавиа" так и не сможет построить эффективную модель авиакомпании.

Павительство также отказало в помощи крупнейшей госавиакомпании - ГТК "Россиия". "У государства есть деньги, - заявил вице-премьер Сергей Иванов. - Если какая-то авиакомпания сложит крылья, что я не исключаю, то мы будем помогать пассажирам, купившим билеты, чтобы они не пострадали". Прямая помощь авиакомпаниям, тем более неэффективным, оказываться не будет.

Судьба ГТК "Россия" и "Росавиа" обсуждалась на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 30 декабря. Левитин выступил с новым предложением о судьбе будущего авиахолдинга. Докладывая по ситуации в ГТК "Россия", министр отметил, что не только ей, но и всему проекту "Росавиа" не обойтись без стратегического партнера, в качестве которого Левитин назвал "Аэрофлот". Министр предложил следующую схему: государство или сама компания могут выкупить 28% акций "Аэрофлота" у НРК и передать их "Ростехнологиям" в обмен на их авиационные активы.

После передачи активов "Аэрофлоту" миноритарный пакет ГТК "Россия" может также получить администрация Санкт-Петербурга. Как сообщают источники, по итогам совещания никаких решений принято не было. Следующее совещание, на котором должна определиться судьба "Росавиа", назначено на 30 января.

Как отмечает газета, передача авиакомпаний "Ростехнологий" "Аэрофлоту" будет означать конец проекта создания холдинга "Росавиа", который Сергей Чемезов позиционировал как конкурента "Аэрофлоту". После объявления в сентябре 2008 года о создании "Росавиа" Чемезов и мэр Москвы Юрий Лужков даже предложили правительству лишить "Аэрофлот" роялти за пролет иностранных самолетов над территорией РФ.

По правилам иностранные и российские авиакомпании должны выполнять равное количество рейсов по транссибирскому маршруту и договариваться о разделе выручки от них. Если иностранцы получают больше дохода или летают чаще, они платят "роялти".

"Роялти - это наркотик, от которого надо отказаться", - заявил новый гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев, признавшись, что без пролетных денег "Аэрофлот" был убыточным последние шесть лет. За прошлый год "Аэрофлот" получил от иностранных компаний в 2,3 раза больше, чем в 2009 году - 11,16 миллиарда рублей.

"Авианову" смыло "известно куда"

Авиакомпания "Авианова" с 20 декабря 2009 по 30 января 2010 года отменила в регулярном расписании 96 рейсов по всем направлениям своих полетов из московского аэропорта "Внуково" - в Сочи, Астрахань, Краснодар, Самару, Казань, Набережные Челны и Ростов-на-Дону.

Как сообщает "Коммерсант", компания объяснила отмену рейсов "установкой нового оборудования на борту воздушных судов". Авиакомпания решила установить на самолеты новую аудиосистему, которая позволит бортпроводникам более эффективно осуществлять свои обязанности, а пассажиры получат возможность слушать музыку в полете.

У Росавиации, следящей за регулярностью выполнения рейсов российских авиакомпаний, другая версия причин отмены рейсов. "Из переговоров с руководством авиакомпании следует, что ряд рейсов были отменены из-за их низкой загрузки и нерентабельности", - сообщил представитель Росавиации.

Источник на авиарынке, знакомый с ситуацией в "Авианове", рассказал еще одну версию причин отмены рейсов - на одном из двух самолетов "Авиановы" потребовалось провести исправления отложенных дефектов, по которым наступил срок, и его остановили для проведения работ.

По мнению главы аналитической службы агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, вне зависимости от реальных причин отмена рейсов ударит по репутации "Авиановы" и существенно снизит лояльность к ней и без того немногочисленных пассажиров.

"Авианова" позиционирует себя как low-cost-перевозчик, начала полеты с 27 августа 2009 года. В парке авиакомпании два самолета Airbus A-320-200. Первый полет авиакомпании состоялся 27 августа в Сочи, 29 августа - в Ростов-на-Дону, 30 августа - в Краснодар, и 1 сентября - в Самару. Позже авиакомпания начала полеты в Астрахань и Набережные Челны. Перевозчик утверждал, что минимальная цена услуги по перевозке в любой из городов составит 250 рублей. Базироваться компания будет в аэропорту "Внуково". "Авианова" должна была составить конкуренцию другому российскому дискаунтеру - компании Sky Express.

Действующие в России низкобюджетные перевозчики не оправдывают своего названия, заявил ранее заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов. "По факту в России не реализована модель low cost. В России было объявлено несколько таких перевозчиков, если говорить о Sky Express, то это пиар и все что угодно, но только не low cost", - цитирует Окулова РБК. По словам чиновника, авиакомпании часто завышают тарифы, вводят чартерные рейсы, что не отличает их от обычных перевозчиков. Окулов подчеркнул, что такое положение дел является губительным для отрасли. "Всем известно, что значит лежать поперек прогресса - смоет, и мы все знаем, куда смоет", - констатировал транспортник.
 

смотрите также

показать больше статей