Истринские ведьмы

В некогда тихом, почти курортном Истринском районе Московской области разгорается первый за долгие годы политический скандал. Настоящая война началась между ставленником губернатора – главой местной администрации Андреем Дунаевым и все еще действующей главой района Анной Щербой.

25 Июля 2014 18:21:47
автор: Борис Бакир
В некогда тихом, почти курортном Истринском районе Московской области разгорается первый за долгие годы политический скандал. Настоящая война началась между ставленником губернатора – главой местной администрации Андреем Дунаевым и все еще действующей главой района Анной Щербой. Суть конфликта, что самое интересное, лежит не столько в плоскости финансовых и имущественных отношений, сколько в нравственно-этическом подходе «новой команды» к ветеранам-старожилам муниципальной службы. Скинуть последних с «корабля современности» оказалось не так то просто.
 
Фабула конфликта такова. Как в некогда популярном фильме «Иствикские ведьмы», в тихий городок приезжает таинственный незнакомец, после чего с местными жительницами начинают происходить таинственные и зловещие истории. Герой Истринских повествований – новый глава администрации района Андрей Дунаев, который прибыл перенять бразды правления у прежней хозяйки Анны Щербы, но история эта оказалась гораздо более сложной, противоречивой и даже немножкой зловещей. Но обо всем по порядку.
 
Что из себя представляет Истринский район раскинувшийся на северо-западе Московской области, вдоль Новорижского и Волоколамского шоссе? Сравнить его можно лишь со «старшим братом» – Одинцовским районом, пролегающим поперек Рублевского шоссе и тем самым являющимся домом для всевозможных политических и бизнес-элит, включая президента и премьер-министра. Свои «Горки» есть и в Истринском районе, здесь расположились дома и дачи олигархов второй волны или тех, кто свое время бежал из какой-нибудь Барвихи от пробок, перекрытых дорог и вездесущих «рублевских жен». Новороижское шоссе оказалась для чиновников и бизнесменов работающих в Москве трассой мечты. А риэлторы тут же окрестили направление «Нуворишским».
 
Неудивительно, что цены на землю в Истринском районе в середине 2000-х стали расти как на дрожжах. Пик пришелся на докризисные годы, когда сотка земли в наиболее живописных уголках достигала стоимости в 30-40 тыс. долларов. Район, который еще при советской власти считался подмосковной здравницей, вошел в число рекреационных зон Московской области. Даже строительство новой трассы ЦКАД перенесено на более удаленное бетонное кольцо, дабы не повредить заповедные леса. 
 
В «золотые нулевые» Истринский район стал безраздельной вотчиной его главы, а точнее хозяйки – Анны Николаевны Щербы. С тех пор политическая жизнь в районе как будто замирает, градус борьбы здесь падает до абсолютного нуля.
 
Дунаев и Щерба
На фото: Андрей Дунаев и Анна Щерба
 
В далеком 1992 году Анна Щерба стала первым заместителем Главы администрации Истринского района по социальным вопросам, а в 1997 году одержала свою первую уверенную победу на выборах, став главой района. В 2001, 2005 и 2009 годах Анна Николаевна продолжает одерживать «уверенные победы», тем самым практически полностью уничтожив хоть какую-то конкуренцию и как следствие – не сформировав приличной базы возможных преемников из числа местных элит. Но такой подход приветствуется областной администрацией Громова, которая с середины двухтысячных сама перестала быть избранной, влившись во властную вертикаль федерального центра и сосредоточившись на решении финансовых вопросов.
 
Несколько  штрихов к портрету Анны Николевны дают ее подчиненные: она очень жесткий управленец. Как отмечают те, кто с ней работал, «Нюрочка будет покруче любого мужика, по крайней мере пошлет так, что сам покраснеешь». «Нюрочка» - такое прозвище Анна Николавена якобы получила в СИЗО Волоколамска, в котором провела почти два года еще в далекие советские времена за «незаконную коммерцию» (а сейчас бы сказали – талантливое, но несвоевременное предпринимательство). В свою бытность директором Дедовского горторга она якобы попалась на незаконном обороте товаров. Знакомые с ней близко люди уверяют, что характер Анны Щербы сформировался еще тогда, а в последствии закалился и отковался в горнилах «лихих девяностых», когда в районе появились различные криминальные группировки. Одной из таких групп стали «Дедовские» спортсмены, выходцы из одноименного районного поселения (первый по численности населения город в районе, однако не являющийся административным центром), которые в конечном итоге и пришли к власти на территории. Но девяностые сменили нулевые, а за ними пришло и новое время, которое требует свежих кадров.
 
Более 20 лет провела Анна Щерба в должности главы района, поэтому когда перед ней встал вопрос о возможном уходе и назначении преемника, она решила вопрос самым простым образом – попыталась остаться сама. Но препятствием к этому оказалось сразу несколько причин.
 
В августе этого года Анне Николевне стукнет 71 год. Для политика возраст вполне терпимый, а вот для хозяйственника – преклонный. Еще в 2012 году, когда Бориса Громова на посту губернатора области сменил Сергей Шойгу, новая власть начала менять всех глав их числа старой команды. Но тогда Анна Николавена все еще надеялась сохранить свое кресло через высокопоставленных друзей. Например, тесная дружба у главы Истры была с бывшим министром юстиции Валентином Ковалевым. Но Шойгу не долго просидел в кресле губернатора и его преемником оказался совсем уж молодой человек Андрей Воробьев. Так что новая власть и вовсе не оказала ветерану муниципальной службы должного внимания и прагматично назначила на пост главы администрации (а при нынешних законах, реальная власть сосредоточена именно у глав-менеджеров, тогда как должность главы района остается чисто номинальной – ред.) своего ставленника - Андрея Дунаева.
 
Новый руководитель оказался человеком далеким от местной политики, поэтому, не вникая в нюансы районных перипетий, решил с ходу ввести в администрации новые порядки. Удалось ли ему сломать старую власть или же он поспешил наломать дров? Мнения расходятся, но неоспоримым фактом является начало в районе настоящей войны между новой и старой командой. Что несомненно плохо для обеих сторон.
 
В Истре Дунаева встретили довольно холодно, как «варяга» присланного с Севера. Хотя областные чиновники представили нового главу как человека, который свои детские годы провел внутри этой Подмосковной жемчужины. Ранее Андрей Геннадьевич прославился в тем, что в свое время по поручению экс-замглавы Администрации Президента Владислава Суркова «отжал» у миллиардера Михаила Прохорова партию «Правое дело». По образованию он юрист, адвокат, 37 лет. Хотя изначально окончил факультет механизации мелиоративных работ, а после этого служил в Федеральной службе контрразведки. Начав службу прапорщиком, окончил старшим лейтенантом в должности старшего следователя-криминалиста. В 2003 году Дунаев окончил Государственный университет управления. После чего якобы работал личным адвокатом Радия Хабирова (один из членов команды Суркова, замначальника УВП АП), а затем и сам перебрался в «Большую Администрацию» на должность начальника отдела по взаимодействию с непарламентскими партиями. Люди, работавшие с Дунаевым отмечают его как человека высокомерного, даже напыщенного, постоянно требующего внимания к себе и падкого на лесть. Сам себя Дунаев позиционирует эдаким «своим парнем» - ездит на мотоцикле, тусуется с байкерами из клуба «Ночные Волки», пьет пиво, обедает в хипстерском Кофе-Хаузе.
 
Сошлись они – лед и пламя. Конфликт между Анной Щербой и Андреем Дунаевым начался сразу после официального вступления в должность нового сити-менеджера района. Тогда он с порога объявил о том, что теперь все ключевые решения в районе (по земле и финансам) будут приниматься только после его одобрения. Присутствовавшая при этом Анна Николаевна побелела и сжав зубы заявила: «пока еще я глава района». Война началась.
 
На руках у Анны Щербы по-прежнему остаются кое-какие политические козыри. Например, партия «Единая Россия» и советы депутатов районов, которые в этом году будут переизбираться на новый срок. Учитывая опыт предыдущей работы, политические конкуренты «единоросов» просто боятся выставляться на выборы и идти против Щербы. А значит, уже осенью ставленник команды губернатора получит плохо управляемые парламенты во всех городах и поселках района.
 
Но Андрей Дунаев сосредоточился на личной войне со своей предшественницей. Для этого были предприняты попытки задействовать рычаги в среде силовиков. В частности полиция пыталась проверить законность некоторых приватизационных аукционов, проведенных администрацией в разные годы. Пока что, полиция занимается этим делом неохотно, отделываясь в основном «отписками». Но ситуация может в корне поменяться.
 
Часто сила действия равна силе противодействия. В данном случае, та поддержка Андрея Дунаева, которую ему обеспечивает губернатор Андрей Воробьев, проистекает не из-за большой дружбы между главой региона и его ставленником, а из-за желания показать местным элитам – кто в доме хозяин. Проще говоря, чем больше Анна Щерба жалуется на Андрея Дунаева, тем больше областное правительство тратит сил на поддержку своей креатуры. По слухам, Анна Николаевна обратилась за помощью и к своим знакомым силовикам и чиновникам из Администрации Президента. В свою очередь те же движения делает и Андрей Дунаев.
 
Как часто бывает в таких случаях – в конечном итоге в этой войне не будет победителей. Своими действиями Андрей Дунаев окончательно настроит против себя местные элиты, которые, как и в Одинцовском районе – чересчур близки к федеральной власти, может быть гораздо ближе, чем он сам. Реализация намеченных им проектов на территории района может оказаться под угрозой. А Анна Щерба, даже если победит и вернет себе номинальную власть (реальную уже никто не отдаст), финишную черту пересечет слишком обессиленной и измотанной.
 
Интересно, что эта история стала возможной не столько благодаря пересечению финансовых интересов различные групп влияния (как это обычно бывает), сколько благодаря неумению и нежеланию людей новой формации мирится с образом и мыслями людей прошлого поколения. Правильно ли поступает губернатор Андрей Воробьев, что пытается строить в регионе новую «вертикаль власти», в то время как федеральное правительство полным ходом ведет демонтаж этой системы по всей России? Вопрос пока открыт.

Борис Бакир 
 

смотрите также

показать больше статей