Подмосковные выборы избавили от политики

Главная новация в Московской области – практически повсеместная отмена прямых выборов глав районов, городских округов и даже городских и сельских поселений.

30 Мая 2014 17:32:43
автор: Борис Бакир
Губернатор Московской области Андрей Воробьев подписал собственный законопроект, который коренными образом изменит принцип формирования муниципальной власти. Главная новация – практически повсеместная отмена прямых выборов глав районов, городских округов и даже городских и сельских поселений. Теперь решения о назначении на ключевые должности будет принимать «коллективный разум» в лице совета депутатов. Инициаторы законопроекта считают, что это поможет исключить «политический фактор» из муниципальных выборов. 
 
ОТКРЫТЬ КАРТУ В ШИРОКОМ РАЗРЕШЕНИИ
 
Теперь выборы глав – это сложная многоходовая комбинация. В большинстве районов новая власть будет формироваться по принципу «пирамидки». Рассмотрим эту схему: для избрания главой, скажем, Пушкинского муниципального района, возможному кандидату прежде предстоит избраться депутатом какого-нибудь сельского поселения, в том же районе – например, Правдинском. Избравшись депутатом этого городского поселения, наш возможный глава района должен пройти кастинг и будучи отобранным из 14 других депутатов, вместе с главой города – занять место в совете районных депутатов. Затем, за его кандидатуру на должность главы района должны проголосовать оставшиеся 20 депутатов райсовета, в который войдут главы поселений и другие «прошедшие кастинг» депутаты от муниципалитетов. Заняв должность главы Совета депутатов и тем самым возглавив район, наш новый управленец оказался вооруженным лишь представительскими функциями, проще говоря – стал свадебным генералом.
 
Единственным одноразовым орудием нового главы является право вынести на решение совета кандидатуру нового главы администрации района и в случае положительного голосования по этой креатуре – подписать с ним пятилетний контракт. Далее все полномочия по управлению районом (бюджетом и землями), оказывается в руках нанятого сити-менеджера, уволить которого до срока истечения контракта – нельзя.
 
Итак, избиратели получили структуру, в которую практически не смогут войти люди «из вне». Теперь кадры для местной политики должны вызревать в недрах районных инкубаторов, проходя длительное формирование от гусеницы – к бабочке, от депутата сельского поселения, до мэра города или главы района.
 
При этом, явные преимущества в борьбе за высшие должности приобретают сразу несколько групп участников. Это сами главы местных поселений (они то при любом раскладе входят в районный совет, а значит – потенциальные кандидаты на высшую должность), люди, нашедшие общий язык с администрацией правительства Московской области. При новом законе лоббистские усилия чиновников из области возрастают. Если ранее им приходилось задействовать мощный административный ресурс, порой включающий в себя МВД и прокуратуру, для прямой войны с главой-тяжеловесом (пример: Одинцовский район, Солнечногорский район, Можайский район, Рузский район и т.д.), то сейчас любой новый глава будет на сто процентов подконтролен центру.
 
Но старым главам дали возможность – доработать до конца своих сроков. Если только не возникает обратная ситуация, когда выборы главы района из состава совета депутатов (как уже было в Клинском, Пушкинском и др. районах) заменяют на прямые выборы, в этом случае они должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия законопроекта.
 
Но прямых выборов в Московской области оставили крайне мало. Выбирать главу на выборах будут лишь в Дмитровском, Зарайском, Лотошинском, Луховицком, Озёрском, Сергиево-Посадском, Солнечногорском районах и городском округе Реутов.
 
В большой части из этих районов выборы прошли в конце прошлого и начале нынешнего года. Ближайшие переизбрания планируются только в Дмитровском районе и городе Реутов. Выборы в Озерах и Луховицах пройдут летом и осенью этого года.
 
Интересно, что в числе глав, кому дали возможность самостоятельно переизбраться оставили последнего из областных «тяжеловесов» Валерия Гаврилова, который возглавляет район с 1991 года. Дмитровский - один из наиболее стабильных в экономическом и политическом плане районов. Да и уровень доверия главе здесь достаточно высок.
 
Таким образом, можно резюмировать, что с помощью нового законопроекта и поправок в 131-ФЗ губернатор Андрей Воробьев повысит уровень своего влияния в областных муниципалитетах. Большие возможности получат и те партии и фракции, которые ведут на местности длительную работу. Прежде всего, это «большая пятерка» в лице «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», партия «Яблоко» и новые активные партии – «Альянс Зеленых», «Народ Против Коррупции», «Родина» и другие. Конечно, для «ЕР», которая владеет подавляющим большинством голосов во всех местных советах, новый закон – шанс продлить свое положение «партии власти» еще на пару лет.
 
«Мы должны создать такие механизмы, которые бы позволили нам избежать деструктивных политических рисков», - говорит председатель Мособлдумы, «единорос» Игорь Брынцалов, - «местное самоуправление в Подмосковье зачастую «политизировано», что не позволяет эффективно реализовать значимые для региона программы. Мы убеждены, что единственным критерием оценки муниципального управленца должен служить комфорт граждан, а не его политические взгляды».
 
Таким образом, Андрей Воробьев выстраивает собственную «вертикаль» власти в Подмосковье. Иными словами, теперь не будет глав «тяжеловесов», будут лишь верные исполнители воли губернатора на местах. Вопрос в другом – требуется ли Московской области ужесточение политической системы в то время, как экономические проблемы напротив, требуют сделать власть наиболее гибкой, восприимчивой к ударам?
 
Игорь Бырнцалов считает, что обретению «политической гибкости» поможет  повышение статуса муниципального депутата. «Мы склоняемся к активному внедрению смешанной избирательной системы: наша практика показывает, что такая система способствует развитию партийных институтов с одной стороны, с другой – открывает двери в муниципальную политику всем активным гражданам, не желающим вступать в ту или иную партию».
 
Кроме того, новый закон помогает областному правительству выстроить разные правила игры со «вкусными» муниципалитетами и теми – на кого не стоит тратить время. Теперь все полномочия районов – в руках у регионалов. А заниматься проблемами в равной степени таких разных муниципалитетов, как Щелковский и Шаховской - не конструктивно. Проще говоря, бюджеты и экономический потенциал разные, а полномочия – одинаковые.
 
Главная проблема – где взять столько депутатов? По сути, прямые выборы глав отменили на всех уровнях от города до деревни. «Фактически, процедуру прямых народных выборов заменили на двухступенчатую систему: сначала народ выбирает депутатов, а потом депутаты выбирают всех остальных», - считает руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков, - «но выбрав депутата в своем поселении, вам никто не гарантирует, что этому депутату дадут хоть какие-то полномочия по решению важных для вас вопросов. Такой подход резко снизит и явку на выборах, которая и так в последнее время невысока, выбирать местных депутатов – народу неинтересно. К тому же, если теперь в каждом поселении нужно переизбрать все сельсоветы, то где взять новых и активных кандидатов? Скорее всего, основной состав этих представительных органов опять будет формироваться из все тех же выдвиженцев-единоросов, в лице известных местных «ломов» - врачей, учителей, директоров крупных предприятий и т.д.».
 
Борис Бакир
 

смотрите также

показать больше статей