Н.Агурбаш: "Я против разгула демократии в экономике и семье"

Николай Агурбаш четырежды признавался лучшим менеджером России. Он владелец фирмы "Мортадель", мясные изделия которой считаются лучшими в стране. И он знает, как вывести Россию из кризиса...

12 Августа 2009 13:25:22
автор: Александр Гращенков
Доктор экономических наук Николай Агурбаш  четырежды признавался лучшим менеджером России. Он владелец фирмы "Мортадель", колбасные и мясные изделия которой официально признаны лучшими в России. 
 
Николай Георгиевич, что Вам больше всего запомнилось из детских лет? 
 
- Прежде всего, идеальная чистота в доме. Причём, я бы сказал, чистота не только физическая, но и нравственная. Непререкаемым авторитетом обладали старшие, и, наверное, отсюда я усвоил: для достижения успеха необходим лидер, ставящий цель, необходимую обществу. 
 
Но лидер, то есть управленец – профессия особая, требующая специфических качеств…
- Я часто встречаюсь по делам с иностранцами. Сделал для себя такой вывод: настоящих управленцев надо готовить в школах и вузах с экономическим уклоном, со знанием 2-3 языков. К 25-30 годам он должен стать грамотным специалистом, а потом лет 15 вкалывать, чтобы познать каждый винтик производственного процесса. И тогда годам к 40- 45 он приобретёт моральное право управлять людьми.
 
Лидер и коллектив. Сколько уже сказано на эту тему…
- Если мы хотим из аморфной массы рабочих создать некую социально-экономическую систему, нужен талантливый и образованный управленец. Человек, одаренный от природы, а не та популяция сегодняшних топ-менеджеров, случайно прорвавшихся к власти и большим деньгам. Дела не делают, да и делать-то не умеют. Гипнотизируют страну словами об инфляции, депозитах, индексах, котировках. Вот только жизнь человека и интересы страны их не волнуют.
 
Как-то не очень верится, когда миллиардер заявляет: я работаю для людей… 
- Я работаю для себя, делаю то, что мне нравится. Но я же не один, у нас большая семья - тысячи человек. Настоящему главе семейства хорошо только тогда, когда хорошо всем. Очень уважительно отношусь к каждому работнику, стараюсь разглядеть в нём энергию роста, отметить каждое достижение, создать человеку перспективу продвижения.
 
А кто Вам помог сделать карьеру в начале 90-х, с чего пришлось начинать?
- Тогда приятели смеялись: доктор экономических наук торгует семечками! Потом купили "по дешёвке" пресс – в нашем ассортименте появилось подсолнечное масло, оно было дефицитом. У нас было 4 гектара земли в посёлке Нагорное Пушкинского района и два вагончика. Но уже тогда выпускалось ежесуточно порядка 300 кг мясных изделий.
 
А сегодня?
- 30 тонн в день. Но главная наша установка - качество, экологическая чистота продукта. Для этого мы создали полную технологическую цепочку – от производства экологически чистых кормов и выращивания племенного скота до реализации готовой продукции. Сегодня «Мортадель» - это не только мясопереработка, но и сельхозпредприятия, и торговля, и строительство.
 
Алексей Гордеев, будучи министром сельского хозяйства, назвал ваш комплекс  предприятием третьего тысячелетия. Оно действительно способно конкурировать с ведущими зарубежными фирмами?
- Думаю да, на комплексе, рассчитанном на 12 тысяч голов скота, работает всего 4 человека, остальное делает автоматика. Тут же есть «маточник» на 600 голов. За 2-3 года удалось вырастить стадо племенного скота, который уже продаётся другим хозяйствам для разведения. А руководит комплексом академик с мировым именем Вениамин Епишин.
 
Ваше увлечение боксом пригодилось Вам в бизнесе?
- Российский предприниматель всегда в стойке, как на ринге… Постоянно приходится держать удар. Поначалу это был примитивный рэкет, "братки" в малиновых пиджаках. Сегодня коммерческие банки, куда коварнее "братков". Но самый опасный враг для нас - это поставщики суррогатной продукции типа ножек Буша или польских сарделек. Реальная угроза здоровью людей. 
 
Кроме качества для покупателя важны еще  цены. Поэтому они предпочитают гипермаркеты и торговые сети, там и выбор больше…
- Не спешите с выводами. Вот уничтожат сетевики своих конкурентов, посмотрим, какие у них будут цены. Откроют тогда свое личико. Пользуясь большими оборотами, торговые сети уничтожают средний и малый бизнес, мелкие и средние магазины, продовольственные рынки - то есть захватывают стратегический рынок продовольствия. А это уже вопрос безопасности страны  и в какой-то мере суверинетета.
 
А разве для вас работа с торговыми сетями не выгодна? 
- У нас период оборачиваемости капитала составляет 7-10 дней. А торговые сети требуют товар на реализацию на 2 месяца. При этом еще требуют: дайте нам 28% ретро-бонусов, что означает потерю 28% прибыли от оборота. И это не считая платы «за вход», скидок, льгот и прочего. Сращивание банков и торговых сетей уничтожает конкуренцию и ведет к монополии. Это удавка для производителя и верный путь к банкротству.
 
Вы пытаетесь как-то противостоять такой экспансии? 
- Конечно, развиваем пусть и маленькую, но собственную торговую сеть. Разрушение среднего и малого бизнеса  очень негативно скажется в ближайшем будущем. Если государство упустит этот момент сейчас, потом бороться с сетями станет практически невозможно.
 
Путин не так давно посетил сетевой магазин и критиковал наценки, по его мнению, слишком высокие. В ответ "Перекресток" пообещал их снизить на целый ряд продуктов и продавать 3000 товаров со скидкой до 80%. Что-то изменилось за это время?
- Вначале, да. Три крупных сети продемонстрировали лояльность Путину и делали скидки, Но праздник длился недолго. Однако, главным последствием визита Путина в "Перекресток" стало не это, а закон о торговле. По его указанию документ согласовали за десять рабочих дней. Два разных проекта закона отстаивали сенатор Сергей Лисовский и глава департамента торговли Минпромторга Олег Сазанов. Лисовский отстаивал интересы поставщиков, Сазанов - интересы торговых сетей. 
 
И чья взяла?
- Поставщики, думаю, выиграли.  Их поддержала «Единая Россия», депутат Ирина Яровая, вице-спикер Совета федерации Светлана Орлова и ассоциация поставщиков при поддержке Минсельхоза. В проекте от поставщиков речь уже шла о прямом государственном регулировании наценок. А то по самым минимальным расчетам, затраты поставщиков на размещение товара на полках уже больше 20% от отпускной цены, а наценка в магазине доходит аж до 33%. До регулирования не дошло. Но поставщики на 90% удовлетворены законопроектом. Одна сторона перестала настаивать на регулировании, другая в ответ уступила по целому ряду пунктов. 1:0 в пользу поставщиков. 
 
А всякие поборы в виде бонусов остаются?
- В проекте закона, согласованном по итогам совещания у Зубкова, сказано: «Включение в цену договора иных видов вознаграждения… не допускается». Это значит - никаких бонусов за вход в торговую сеть и других маркетинговых приемов. Единственное, что смогли отстоять сети, - так называемый ретробонус, который в официальных документах называется «премией за объем проданного товара». Смысл в том, что чем больше продавец продает товара, тем больше ему за это платит поставщик этого товара. 
 
Во время дефолта 1998 года большинство предпринимателей ринулись менять свои рубли на доллары. Вы тоже были в этих рядах?
- А я собрал всю свою наличность и купил цемент, кирпич, древесину… За 3 кризисных месяца построил 800 квадратных метров производственных площадей. Они обошлись мне вдвое, а то и в втрое дешевле, чем в стабильное время. Другие банкротились, а мы работали и только выигрывали от кризиса. К сожалению, об этом забыли многие федеральные руководители в ходе нынешнего кризиса. Зачем, спрашивается, спасать сейчас банки, когда необходимо спасать рабочие места. Даже США «изменили» капитализму и пытаются восстанавливать экономику социалистическими методами. 
 
А что бы Вы посоветовали правительству в спасении экономики от кризиса?
- Первым признаком надвигающегося кризиса является снижение оборачиваемости капиталов. Это значит, что у народа нет денег. Надо срочно повышать зарплату в реальном секторе, прежде всего - в агропромышленной отрасли, тогда можно не опасаться инфляции. Ведь нам реально грозит ещё и продовольственный кризис. Пока же упреждающих действий со стороны федеральных властей не видно. Помогают кому угодно – банкам, нефтяникам, энергетикам, автомобилестроителям – только не агропромышленному комплексу. Наверное, надеются на живучесть наших аграриев.
 
На кого из экспертов по антикризисной экономике вы бы рекомендовали обратить внимание, есть для Вас авторитеты?
- Пожалуй, есть… Это Александр Васильевич Суворов, чья «Наука побеждать», на мой взгляд, - одна из первых и лучших книг по «науке управлять» в экстремальных ситуациях.
 
Александр Гращенков
 

 

смотрите также

показать больше статей