Бородин vs Катырин: кто и зачем «выносит сор из палаты»?
Как бывший чиновник Торгово-промышленной палаты сводит счёты?
Как бывший чиновник Торгово-промышленной палаты сводит счёты?
Казалось бы громкий скандал разворачивается вокруг Торгово-промышленной палаты России. Её бывший высокопоставленный сотрудник Валерий Бородин публично обвинил президента ТПП Сергея Катырина в причастности к коррупции. Как уверяет Бородин, он готов навести порядок в недрах палаты и апеллирует к хартии.
Скандал – это ещё мягко сказано. Торгово-промышленная палата РФ, как известно, является крупнейшим национальным общественным объединением предпринимателей, она действует в рамках федерального закона «О ТПП» и олицетворяет российский бизнес на международной арене. Потому обвинение руководства ТПП в коррупции – это конфуз мирового масштаба, пинок по отечественной экономике, особенно в нынешних условиях санкций. Потому мы решили разобраться в ситуации. Увы, по итогам нашего небольшого расследования картина предстала несколько в ином виде.
Увольнение с последствиями
Согласитесь, нечасто доводиться встречать людей, готовых в одиночку пойти против системы и вынести «сор из палаты». Вот почему для начала мы внимательнее присмотрелись к самому обвинителю. В результате выяснилось, что с самого момента организации ТПП РФ Валерий Бородин работал в начале на посту руководителя валютно-финансового департамента. В 2004 году он был переведен в ОАО «Центр международной торговли», акционером которого является Торгово-промышленная палата. В ЦМТ Бородин занимал должность заместителя генерального директора компании. Однако в начале 2009 года в ОАО «ЦМТ» прошло сокращение штатов, в ходе которого Бородин был уволен.
Спустя несколько недель Бородин обратился в суд с иском о восстановлении на работе. Рассмотрев дело, суд ему в иске отказал. Вышестоящие суды, которые отставной топ-менеджер забросал своими жалобами, также подтвердили: увольнение было произведено по закону, а из неофициальных источников стало известно, что единственное, что действительно профессионально делал Бородин - это бил чечетку и балагурил, за что и считался «гвоздем» любого праздника.
С этого момента, как следует из имеющихся материалов, постоянными адресатами Бородина стали надзорные структуры и правоохранительные органы.
Объединяло все обращения одно – экс-топ активно жаловался на беззаконие, творимое, по его мнению, руководством ТПП. Среди прочего Бородин писал о масштабных нарушениях, допущенных при продаже палатой акций Центра международной торговли. Одновременно письма стаей летели в Белый дом и Кремль – в своих посланиях премьер-министру и президенту Бородин рассказывал, как им следует реформировать работу палаты.
Принято считать, что чиновники глухи к народу. По обращениям Бородина свои проверки проводили полиция, прокуратура и даже ФСБ. Реакция была одна – в прозвучавших обвинениях они не нашли никаких оснований. При этом – вот совпадение! – новые обвинения появлялись, как правило, незадолго до очередного съезда палаты.
Когда-то древние римляне советовали в таких случаях «Ищи, кому выгодно». Похоже, в данной ситуации ответ рождается сам собой. Недаром Бородин как-то признался, что на своём посту он получал зарплату в 800 тысяч рублей плюс бонусы. Ещё бы потерять такой куш!
Всё тайное становится явным
Казалось бы, этого достаточно, чтобы усомниться в искренности поступка нашего героя. Но неожиданно ситуация стала выглядеть ещё интереснее.
Одной из основных претензий Бородина являются разбазаривание палатой активов ОАО «ЦМТ», в результате чего ТПП перестала быть его главным акционером. Так, если в 1997 году палате принадлежало 53,3% акций, то уже в начале 2002-го – всего 23,05%. Однако если проследить движение акций, то выяснится - основное «движение» акций пришлось на те годы, когда Бородин как раз возглавлял финансовую службу палаты!
Достаточно посмотреть лишь на одну операцию по договору с ОАО «Московская промышленно-инвестиционная компания». Согласно ему, ТПП продала акции ЦМТ на сумму 300 миллионов рублей – эта сумма оказалась ниже номинальной стоимости проданных акций на 89 700 000 000 рублей. Этой сделкой палате был нанесен ущерб в 15,5 млн долларов. И данный документ завизирован лично Бородиным. Интересный поворот? А если сказать, что за годы работы Бородина на должности главы финансового департамента ТПП лишилась ещё и контрольного пакета в Экспоцентре? И там тоже следы нашего топа.
Во всей этой истории удивляет одно. Вот скажите, для чего немолодому и, возможно, не глупому человеку затевать весь этот сыр-бор, заведомо зная, что сказанное им, мягко говоря, неправда? Ведь любые утверждения легко проверяются, в том числе судебными решениями. Или только нам кажется, что этой историей можно было бы проиллюстрировать старую пословицу «На воре и шапка горит»?