Страшный сон бюджетника
Цены на нефть на мировых рынках стремительно падают. Первыми жертвами спада топливного бума могут стать российские бюджетники, чьи пенсии и зарплаты напрямую зависят от доходов нефтянки.
Цены на нефть на мировых рынках стремительно падают. Первыми жертвами спада топливного бума могут стать российские бюджетники, чьи пенсии и зарплаты напрямую зависят от доходов нефтянки.
Цены на нефть на мировых рынках стремительно падают. Первыми жертвами спада топливного бума могут стать российские бюджетники, чьи пенсии и зарплаты напрямую зависят от доходов нефтянки.
Цены на нефть на мировом рынке продолжают снижаться, что влечет за собой новые проблемы для российской экономики, учитывая долю нефтегазовых доходов в бюджете. Если тенденция сохраниться власти будут вынуждены пойти на непопулярные меры для сокращения бюджетных расходов, возможно, отказаться от части взятых на себя социальных обязательств. Это может серьезно подорвать взлетевший до исторических максимумов президентский рейтинг.
8 сентября котировки нефти Brent преодолели психологически значимую отметку в 100 долларов за баррель. Российская нефть Urals, цена которой всегда немного ниже эталонной маки, торгуется ниже 100 за баррель с 13 августа.
По данным за 2 октября, цена за баррель марки Brent снизилась до 93,83 долларов, Urals подешевела до 92,20. С начала сентября российское «черное золото» подешевело на 7,2 доллара (7,24%). Это минимальный показатель за последние два года. Уровень, исходя из которого сверстан федеральный бюджет, - 93 доллара за баррель. Эксперты полагают, что рассчитывать на возобновление роста нефтяных цен в ближайшее время не стоит. Это связано с существенным снижением спроса на нефть в Европе и Китае.
К тому же свою роль сыграло возвращение на рынок ливийской нефти (марки Es Sider) и дополнительно предложение нефти со стороны США. Основные покупатели африканской нефти - Италия (до 40% от экспорта), Китай (12%) и Франция (11%), а вот США ливийская нефть не интересует – они покупают менее 1%. Среди покупателей европейские Eni, Glencore, Repsol и китайская Unipec. США откупоривает свои запасы. В 2015 году нефтедобытчики планируют нарастить добычу до рекордных 9,3 млн. баррелей в сутки, таких цифр американцы не видели с 1972 года.
В начале сентября Международное энергетического агентство (МЭА) понизило прогноз мирового спроса на нефть в 2014 году на 65 тысяч баррелей в сутки - до 92,6 млн баррелей. Оценка спроса на 2015 ухудшена на 165 тысяч баррелей, до 93,8 млн баррелей в сутки. Прогнозы на будущее – еще более неутешительные: с 2016 года рост потребления нефти в мире существенно замедлится, а с 2030 года начнет неуклонно снижаться. Если прогнозы МЭА начнут сбываться, российскую экономику ждет новое серьезное испытание.
Российский бюджет крайне уязвим с точки зрения возможного падения цены на нефть. Нефть Urals является основным экспортным товаром. Доходная часть федерального бюджета на 52,5% состоит из нефтегазовых доходов. Падение цен на один доллар за баррель сокращает доходную часть на 70 миллиардов рублей.
Brent – эталон среди сортов нефти, добывают ее в Северном море недалеко от Шотландии и Норвегии. Само слово образовано по первым буквам в названиях горизонтов. Сама марка является своеобразным купажом сырых нефтей Brent, Forties и Oseberg, поэтому ее также маркируют как BFO. Это самая популярная среди торгуемых на международных нефтебиржах марок. С 1971 года почти половина всех мировых нефтемарок устанавливают свои цены ориентируясь на эту смесь, например российская Urals. В Америке популярная иная смесь - WTI (West Texas Intermediate), которая содержит меньшее количество серы. Эталонная нефть: Brent Crude (Европа, Dubai Crude (ОАЭ), WTI (США). Российскиемарки: Arctic Oil, ESPO, REBCO, Siberian Light, Sokol, Urals, Vityaz. Кроме того есть и мировые сорта нефти – стран ОПЕК и прочие марки.
В случае затяжного падения цен на нефть у российских чиновников есть запасные планы по наполнению бюджета.
В первую очередь чиновники рассчитывают Резервный фонд, объем которого в следующем году должен составить около 3,5 трлн рублей. Министр финансов Антон Силуанов уверен, что при неблагоприятной конъюнктуре цен на нефть этой «подушки безопасности» хватит бюджету почти на два года. При неблагоприятном развитии ситуации монетарные власти не исключают очередной девальвацией рубля. По словам Силуанова, увеличение курса доллара на 1–2 рубля может принести российскому бюджету несколько сотен миллиардов рублей дополнительных доходов. Но все же объемы добычи углеводородов играют более существенную роль.
Если вышеперечисленных мер кажется недостаточно, то власти вынуждены будут пойти на урезание социальных расходов и сворачивание ряда значимых проектов, начнется рост инфляции. Такая ситуация вряд ли позитивно скажется на президентском рейтинге, а значит – прощай народная любовь, полученная на волне патриотического всплеска?
Однако чиновники российского правительства сохраняют спокойствие и не склонны драматизировать ситуацию.
Заместитель министра энергетики России Алексей Текслер считает, что нынешнее снижение цен на нефть не создает опасностей для российского бюджета. По прогнозам ведомства, стоимость нефти в ближайшие годы будет балансировать на уровне 100-110 долларов за баррель. Тогда как опасной красной чертой является цена в 60 долларов за баррель, после которой бюджет придется резко сокращать.
Не видит причин для затяжного падения цен на «черное золото» и президент Российского газового общества Павел Завальный. Он, как и аналитики Минэнерго уверен, что цена на нефть в ближайшие годы не перешагнет среднегодовой отметки в 100 долларов за баррель.
А вот бывший глава российского Минфина Алексей Кудрин, напротив, заявляет, что период роста мировых цен на нефть, на который пришелся экономический бум первых 15 лет нахождения Владимира Путина у власти, остался в прошлом и не вернется в ближайшие 20-30 лет. Санкции, снижение мировых цен и налоговые льготы при разработке новых месторождений приведут к тому, что в ближайшие 3-4 года доходы от нефти и газа сократятся на 1,5-2,0% ВВП, считает Алексей Кудрин. По его оценке, санкции Запада будут стоить России по 1% ВВП в текущем и следующем годах, правда затем эффект начнет ослабевать. А заместить выпадающие доходы и кредит, по его словам, без непопулярных фискальных мер и расходования резервов будет непросто. Алексей Кудрин также считает, что с учетом набранных обязательств, особенно в военной и социальной сферах, без повышения налогов обойтись, никак не удастся.