"Роснефть" покупает "Домодедово" за $5 млрд

"Роснефть" и "Новапорт" ведут переговоры по приобретению "Домодедово" за $4,5-4,7 млрд.

30 Сентября 2013 15:21:16
"Роснефть" и "Новапорт" ведут переговоры по приобретению "Домодедово" за $4,5-4,7 млрд.
 
"Сделка близка к завершению, - сообщил "Интерфаксу" источник в аэропортовых кругах. - Стоимость $4,5-4,7 млрд. Месяц назад компании должны были подписать меморандум, сейчас договариваются по цене".
 
Еще в январе 2012 года среди возможных покупателей аэропорта "Домодедово" называлась группа "Ренова" Виктора Вексельберга. Сам предприниматель отмечал, что  "Ренова" может привлечь к сделке партнеров. Среди других покупателей назывались структуры Сулеймана Керимова, "Базовый Элемент" Олега Дерипаски и Сбербанк.
 
В декабре 2011 года владельцы аэропорта "Домодедово" поручили компании Goldman Sachs найти покупателя на крупнейший по пассажиропотоку российский аэропорт. Аналитики Goldman Sachs ранее давали широкий коридор стоимости "Домодедово" - от $3,5 млрд до $7,5 млрд. Оценка Citi равнялась $4,2-5,3 млрд, JP Morgan - $4,6-5,2 млрд.

Неудача с IPO
 
В мае 2011 года в ходе подготовки к проведению IPO было объявлено, что собственником аэропорта является DME Ltd (остров Мэн), бенифициаром которого является Дмитрий Каменщик.  "На тот момент времени подготовки IPО мы раскрыли структуру собственников, - заявил Каменщик. - В ближайшее время IPO не планируется, но в будущем не исключено. Мы не прижаты нуждой работы по размещению для рефинансирования задолженности. Аэропорт не ведет переговоров и не рассматривает вариантов продажи пакета своих акций с кем бы то ни было".
 
В мае DME Ltd отложила запланированное IPO по официальной версии из-за несогласия с оценкой Домодедово. По итогам 2010 г аэропорт получил выручку в размере 29,676 млрд рублей, скорректированный показатель EBITDA - 12,735 млрд рублей. Аэропорт "Домодедово" является лидером среди столичных воздушных гаваней по пассажиропотоку.
 
Генпрокуратура России по поручению президента РФ Дмитрия Медведева проводила активную работу по установлению собственника аэропорта "Домодедово" после теракта в аэропорту.  "Коммерческие структуры должны быть открыты, а не прятаться и уходить от ответственности, - заявил Медведев. - Топ-менеджмент аэропорта "Домодедово" не имеет права снимать с себя ответственность за нарушения в сфере обеспечения безопасности".
 
Ранее представители российских органов власти, в том числе Генпрокуратуры, неоднократно высказывали недовольство непрозрачной структурой собственности Домодедово. Аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин заявил, что собственником 322 объектов недвижимости аэропорта Домодедово (включая аэровокзал и топливозаправочный комплекс) является компания "АСЬЕНДА ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД" (Республика Кипр). Действующим законодательством Российской Федерации вопросы правового статуса и режима международных аэропортов федерального значения специально не регулируются, констатировал представитель СП.
 
30 июня в офисах "Домодедово" прошли обыски, после чего, по неофициальной информации, Дмитрий Каменщик был допрошен. Сам "Домодедово" связывает обыски в аэропорту с расследованием дела о январском теракте.
 
Лакомый кусок
 
Кто является владельцем аэропорта до сих пор неизвестно. Летом единственным владельцем холдинговой компании аэропорта - DME Ltd - назывался глава совета директоров "Домодедово" Дмитрий Каменщик. Сам он заявил, что единого собственника не существует, так как аэропортовый комплекс состоит из множества юридических лиц, и у разных юридических лиц есть различные собственники.
 
В апреле 2011 года газета появились сведения о том, что 25 процентов "Домодедово" готов купить бывший министр энергетики России Игорь Юсуфов. Однако Каменщик заявил, что продажа части аэропорта кому бы то ни было не запланирована.
 
В сентябре 2013 года аэропорт Домодедово подтвердил, что Дмитрий Каменщик является конечным бенефициаром компании "Ист Лайн", владеющей Домодедово. Как говорится в сообщении аэропорта, руководство страны намерено инвестировать значительные средства в развитие Московского авиационного узла, при этом представляется важным соблюдение следующих системных критериев: все участники проектов по развитию наземной инфраструктуры находятся в российской юрисдикции, и их конечные собственники известны. Мы согласны со справедливостью таких условий. В этой связи считаем необходимым опубликовать информацию о том, что предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность в Домодедово в соответствии с сертификатами и лицензиями национального образца, находятся в российской юрисдикции, а их конечным собственником является гражданин Российской Федерации Дмитрий Каменщик.
 
Ранее Минэкономразвития подготовило законопроект, согласно которому ФСБ может получить право на выяснение бенефициаров транспортных узлов. Из трех аэропортов Московского авиаузла только Домодедово закрыт как с точки зрения структуры собственности, так и по степени публичности.
 
Московский аэропорт Домодедово, расположенный в 20 км к югу от МКАД, уже много лет подряд сохраняет лидерство среди всех аэропортов страны по числу обслуженных пассажиров. По итогам первого полугодия пассажиропоток Домодедово составил 11,22 млн человек, что почти на 15 проц больше аналогичного показателя первой половины прошлого года.
 
Из общего числа пассажиров внутренними рейсами воспользовались 4,44 млн человек. Наиболее популярные направления - Краснодар, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Махачкала и Ростов-на-Дону. На международных маршрутах пассажиропоток составил 6,78 млн человек. Большая часть из них вылетали или прибывали рейсами на Анталью, Мюнхен, Барселону, Франкфурт-на-Майне или Душанбе.
 
На втором месте по пассажиропотоку в стране - московский аэропорт Шереметьево, где в первом полугодии обслужили 9,93 млн человек.
 

смотрите также

показать больше статей