Технология производства ИЛ-96 достанется Китаю

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и китайская Comac намерены создать СП для разработки нового дальнемагистрального самолета на базе Ил-96. Кодовое название нового самолета - "2020".

31 Мая 2012 12:21:16

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и китайская Comac намерены создать СП для разработки нового дальнемагистрального самолета на базе Ил-96. Кодовое название нового самолета - "2020".

Как пишут "Ведомости", соглашение о создании СП планируется подписать 5-6 июня во время визита в Китай президента Владимира Путина. Россия внесет в СП интеллектуальную собственность, Китай — деньги.

Производиться новые самолеты будут на территории КНР, сообщил секретарь российско-китайской палаты по содействию торговле машино-технической и инновационной продукцией Сергей Санакоев. По мнению чиновника, о Россия от этого лишь выиграет, получив большой рынок сбыта и толчок для научно-технического развития. Вместе мы сможем составить конкуренцию крупнейшим авиапроизводителям Boeing и Airbus, уверен Санакоев.

Впрочем, ряд экспертов опасаются, что Китай попросту украдет российские технологии, как это уже случилось с военными самолетами. КНР удалось создать копию российского палубного истребителя Су-33, оснащенного складывающимся крылом. Модель, созданная Шеньянской авиационной корпорацией Китая, названа J-15 ("Цзянь-15"). Чтобы клонировать "сушку", Китай взял за основу опытный самолет Т10К советских времен, который удалось получить от Украины. Также КНР успешно "клонировала" истребители Су-27/30 и МиГ-29. Впрочем, китайские самолеты пока уступают российским, так как у них нет нормальных двигателей типа российского АЛ-31Ф.

Еще в 2009 году глава Министерства промышленности и торговли РФ Виктор Христенко заявил, что производство самолета Ил-96-300 бесперспективно и будет прекращено. Ранее Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) уже разрабатывала концепцию реформы авиазаводов, производящих гражданскую продукцию. В соответствии с программой оптимизации авиапрома ожидалось, что производство Ил-96 может быть свернуто после 2012 года, а воронежский авиазавод будет заниматься сборкой региональных самолетов Ан-148 и Ил-112.

Блеск кооперации

 Россия неконкурентоспособна западном рынке, однако еще в сстоянии завоевывать рынки развивающихся стран. Напомним, истребитель пятого поколения Россия создает на деньги Индии. Недавно вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил разработать еще один истребитель пятого поколения, чтобы обеспечить конкуренцию в авиационной промышленности.

 "Российская авиационная промышленность должна разрабатывать несколько конкурентных образцов перспективных истребителей, - заявол Рогозин. - ПАК ФА должно быть два, а не один. Два, должна быть конкуренция. Даже в самые тяжелые годы войны советская промышленность не концентрировала ресурсы на одном направлении, а производила несколько конкурентных образцов боевых самолетов, из которых выбирались самые перспективные".

ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, он же истребитель пятого поколения Т-50), должен поступить на вооружение ВВС РФ в 2016 году. Главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин заранее объявил о полном превосходстве российского чудо-истребителя над американским и китайским аналогами. "Проведя сравнительный анализ характеристик российского истребителя пятого поколения Т-50 с американским F-22 и китайским J-20, можно сделать вывод, что ПАК ФА превосходит зарубежные аналоги по таким показателям, как максимальная скорость полета (как форсажная, так и бесфорсажная), максимальная дальность полета, тяговооруженность, величина максимально реализуемой перегрузки", - пояснил Зелин.

Проблем у опытных русских стелсов хоть отбавляй. В 2011 году Т-50 был презентован на Международном авиасалоне МАКС-2011. При выполнении одного из полетов Т-50 остановил взлет с ВПП. Из сопла правого двигателя вырвалось два языка пламени и летчик принял решение выбросить тормозные парашюты, продолжив скольжение по полосе. По предварительной версии, произошел так называемый помпаж одного из двигателей.

Тем временем России наступает на пятки Китай, который также приступил к испытаниям своего истребителя пятого поколения - J-20. Китай полон решимости стать второй державой, запустившей в серийное производство истребитель пятого поколения. Самолет должен составить конкуренцию российскому проекту Т-50, а также давно летающему американскому истребителю F-22 Raptor.

Китай намерен принять J-20 на вооружение в 2017-2019 годах. Главный недостатком машины считаются двигатели. Поэтому китайский истребитель пятого поколения пока летает на российских АЛ-41Ф1С, стоящих на Су-35С. Однако в ближайшее десятилетие Китай может обзавестись собственным надежным двигателем.

Полетим хоть на метле

По оценкам специалистов, себестоимость российских самолетов примерно в два раза ниже американских. Исходя из этой логики, можно прикинуть, что стоимость ПАК ФА будет колебаться в пределах $60 - $100 млн. Колоссальные деньги для российского военного бюджета, который меньше американского в 25 раз. В силу небольшого серийного тиража цены на машину будут непомерными и неконкурентными на экспортном рынке вооружений. Традиционно покупатели российского оружия страны не богатые, которых, прежде всего, привлекает не новейшее техническое совершенство, а соотношение цена-качество.

Военный аналитик Александ Гольц сомневается в том, что создание самолета подобного «Раптору» в нашей стране вообще возможно. Су-35 – лишь один из примеров того, как военная промышленность России вынимает из нафталина старые образцы техники и пытается продавать их как новые, в том числе и нашей армии. «В конце 1980-х годов в СССР появились новые образцы вооружений, которые не пошли в производство, но их можно считать новыми только в том смысле, что их не выпускали серийно» - считает эксперт.

Американцы уже прошли по этому пути и теперь с удивлением наблюдают, как мы собираемся наступить на те же грабли. Эксперты Пьер Спрей и Джеймс Стивенсон признали ошибкой Пентагона разработку F-22. Против этого проекта говорит его непомерная стоимость и сложность. Вначале ВВС США планировали заказать 750 самолетов по $149 млн. за штуку, затем заказ сократили до 138, что вызвало увеличение стоимости аэроплана до $355 млн. Кроме того, у Пентагона возникла проблема с подготовкой кадров. Вследствие слишком раздутого бюджета американцы были вынуждены свернуть программы обучения пилотов. Кроме того, эксперты обвиняют военное ведомство США в том, что оно оторвалось от реальности в погоне за технологическим превосходством над потенциальными противниками. А их сейчас в мире нет и в ближайшие 30 лет не будет. То есть не будет угроз, адекватных возможностям F-22. 

смотрите также

показать больше статей