Эдвард Рагин: в инновациях кадры решают все

Инновации сулят быструю прибыль. Достаточно упомянуть хотя бы основателя Google Сергея Брина или создателя Facebook Марка Цукерберга, которые создали из ничего компании с гигантской капитализацией.

16 Июня 2011 11:07:06
автор: Эдвард Рагин

Одна из самых актуальных тем российской экономики – это внедрение инноваций. Практически все эксперты согласны с тем, что переход на пути инновационного развития крайне необходим нашей стране. Однако для такого перехода необходимы ресурсы, в первую очередь, люди, способные осуществить такие изменения. О значении менеджмента при переходе к экономике знаний мы говорили с известным специалистом по внедрению инноваций Эдвардом Рагиным.

- Почему инновации стали так привлекательны для российского бизнеса, как Вы считаете?

Эдвард Рагин: Основа инновационного бизнеса – создание и выведение на рынок новых товаров и технологий. Подобная деятельность является рискованной, но отличается высокой прибыльностью. По словам классика современной социологии Иммануила Валлерстайна, успешная инновационная деятельность создает квази-монополию и позволяет быстро получать прибыли в размере, недостижимого на обычных рынках с высоким уровнем конкуренции. Страны – лидеры мирового экономического развития удерживают свое первенство именно благодаря способности генерировать все новые и новые инновации. Сегодня инвестиции в инновации привлекательны для российского бизнеса в силу двух обстоятельств. Во-первых, экономический кризис 2008-2009 годов наглядно продемонстрировал ограничения сырьевой модели развития, преобладавшей на протяжении так называемых «нулевых» годов. Как верно заметил недавно известный американский стратег и экономист Эдвард Люттвак, в России слишком много граждан, чтобы труба могла обеспечить им всем приемлемый уровень жизни хотя бы на уровне Чехии. Топливно-энергетический сектор структурировался, подвергается сильному государственному контролю, и игрокам со стороны нет возможности быстро заработать в нем большие прибыли. Во-вторых, как я уже говорил, инновации сулят быструю и большую прибыль. Достаточно упомянуть хотя бы основателя Google Сергея Брина или создателя Facebook Марка Цукерберга, которые создали буквально из ничего компании с гигантской капитализацией.

- Какова роль инноваций в российском бизнесе на сегодняшний день?

Эдвард Рагин: В развитых странах от 75 до 100% прироста промышленного производства обеспечивается за счет использования инноваций. В нашей стране, к сожалению, ситуация пока обстоит иначе. До прошедшего экономического кризиса роль локомотива российского экономика выполняла добыча и экспорт сырья, в последние же пару лет наблюдается явная стагнация и неопределенность в этом отношении. Я соглашусь с главным редактором журнала «Эксперт» Валерием Фадеевым в том, что число инновационных компаний (в основном из сегмента среднего бизнеса) в России исчисляется тысячами. Однако на мировом рынке наукоемкой продукции наша доля меньше процента. Судьба даже тех российских научных разработок, которые превосходят зарубежные аналоги, как правило, незавидна – они либо уплывают за рубеж, довольно часто вместе с их авторами, либо остаются невостребованными. Вы спросите: почему так происходите? Я могу назвать в ответ много объективных причин. Но, на мой взгляд, главная проблема в том, что в нашей стране мало людей, способных эффективно управлять инновационным бизнесом. Кадры, действительно, решают все, а вот их в российском высокотехнологичном секторе как раз острый дефицит.

- Что в инновационном бизнесе зависит от менеджмента?

Эдвард Рагин: Любое ноу-хау, или идея нововведения, рождается сначала в голове ее автора или разработчика, дальше встает вопрос о том, как довести ее до практического воплощения, то есть до получения от нее прибыли. В цене новых продуктов, если принять её за 100%, на разработку приходится в среднем 20%, а на дальнейшее его развитие, в том числе, выведение на рынок - 80%. Это наглядно иллюстрирует значение управления и степени ответственности менеджеров в успехе (или неудаче) нового продукта. Во всем мире созданием нововведений в бизнесе занимаются управленцы-менеджеры, владеющие алгоритмом работы с коммерчески интересной идеей и знающие методологию и практику ее реализации. Оценить рыночную привлекательность идеи, определить оптимальную стратегию продвижения ее на рынок, привлечь заинтересованных инвесторов, и, избежав технологических просчетов и финансовых провалов, превратить ее в успешный бизнес - в этом и заключается основная задача менеджеров инноваций. Неслучайно иностранные инвесторы, которые обычно профессионально работают с внедрением инноваций во многих страна, стараются вкладывать свои средства не столько в саму идею или технологию, сколько в команду конкретных людей, способных доказать перспективность и осуществимость идеи, т.е. в менеджмент, гарантирующий ее реализацию. Менеджмент - это кадры. И всем премудростям управления нужно учиться, хотя в России многие еще недостаточно понимают эту необходимость. С российскими стартапами нередко случается то же самое, что и с современным российским кино: в проекты вкладываются значительные деньги, однако инвесторы не хотят соблюдать тонкости необходимые требования к управлению, предпочитая принимать решения на авось. Поэтому в результате и большинство российских кинокартин, и многие стартапы пока приносят инвесторам убытки.

- Насколько велика потребность в менеджерах инноваций в нашей стране?

Эдвард Рагин: Потребность в управленцах в инновационной сфере очень велика: по экспертным оценкам, сегодня спрос превышает квалифицированное предложение в несколько десятков раз. Но учебные программы по специализации «инновационный менеджмент» пока редко встречаются в российских бизнес-школах. Большинство из них представляют собой, по сути, краткие курсы повышения квалификации специалистов. Но у многих отечественных менеджеров квалификации явно маловато, и повышать ее рано. Гораздо важнее обучить основам правильного подхода к управлению инновациям, но как раз этим на отечественном образовательном рынке почти никто и не занимается. Поэтому в большинстве случаев развитием российских инноваций занимаются люди без специальной подготовки, попавшие в эту сферу в силу тех или иных обстоятельств.

- Кому в нашей стране наиболее эффективно удается внедрять инновации?

Эдвард Рагин: Чаще всего наиболее успешными оказываются опытные управленцы, которые уже имеют за собой опыт создания или развития бизнеса. Как правило, такие люди – это руководители малого или среднего бизнеса, топ-менеджеры корпораций, руководители аналитических и маркетинговых служб в крупных компаниях, то есть люди, на практике решавшие задачи развития бизнеса, повышения его конкурентоспособности путем создания новых направлений. Накопленные ими знания и компетенции позволяют им ориентироваться в новой обстановке, оценивать реалистичности той или иной инновационной идеи.

- А как Вы оцените потенциал выпускников российских вузов?

Эдвард Рагин: Честно говоря, в целом пока не очень высоко. Хорошо известно, что в нашей стране сохраняется большой разрыв между тем, чему готовят в вузах, и тем, что требуется от специалистов в практической деятельности. В этих условиях даже самый талантливый выпускник вуза оказывается «недозрелым», ему требуется дополнительная подготовка, приобретаемая, как правило, в ходе работы. Подготовка специалистов в сфере инновационного бизнеса – это системная проблема, которую нельзя решить без активного участия государства. В первую очередь необходимы организация учебно-научно-производственных центров, восстановление государственного заказа на подготовку кадров по приоритетным для страны направлениям, создание на производстве условий для закрепления молодых специалистов. Чтобы избавиться от острой нехватки специалистов в наукоемкой сфере, необходимо также наладить систему “вуз - предприятие - отрасль”, построенную на внятной организационно-правовой, материально-технической и финансовой основе. В частности, специалистов такого профиля нужно готовить целевым назначением для конкретных организаций, которые должны нести ответственность за своего потенциального сотрудника.

смотрите также

показать больше статей