Как выбрать компанию для энергоаудита?

Кризис. Предприятия задумываются, как с помощью новых технологий сэкономить на оплате электроэнергии. Первое, что приходит в голову - энергоэффективность. Но с чего начать? От выбора вида энергоаудита зависит и выбор энергоаудитора.

20 Ноября 2010 14:14:32
автор: Антон Павлов
В настоящее время вопросы повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) становятся особенно актуальны для современных промышленных предприятий. В первую очередь это связано с непрерывным увеличением доли затрат на энергоресурсы в себестоимости продукции, вызванным значительным ростом тарифов.
 
Решение задач энергосбережения российскими предприятиями возможно лишь при реализации комплексного подхода к повышению энергоэффективности. При этом в общем виде последовательность действий выглядит следующим образом: сбор информации о текущем состоянии предприятия, анализ информации, выработка энергосберегающих рекомендаций, реализация предложенных рекомендаций, повторный сбор данных и анализ результатов выполненных работ по повышению энергоэффективности.
 
Главная цель энергоаудита – оценка существующей степени энергоэффективности объекта аудита и определение возможностей энергосбережения. Для достижения указанной цели задачи энергоаудита в общем случае формулируются следующим образом: разработка энергетического паспорта потребителя ТЭР; оценка доли затрат на энергоресурсы и возможностей снижения соответствующих издержек объекта аудита; определение приоритетных направлений энергосбережения; оценка потенциала энергосбережения по выбранным направлениям; разработка эффективных мероприятий для реализации выявленного потенциала энергосбережения.
 
Энергетический паспорт является достаточно формальным статистическим документом, в котором отсутствуют технико-экономические обоснования рекомендуемых энергосберегающих мероприятий и многие другие необходимые данные.
 
Таким образом, получившее широкое распространение восприятие энергетического паспорта как итогового результата энергоаудита является неверным и некорректным, в первую очередь по отношению к заказчику – объекту аудита. Ведь для повышения энергоэффективности нужно не только знать потенциал энергосбережения, но и понимать, каким именно образом этот потенциал можно реализовать.
 
После вступления в силу ФЗ-261 от 23.11.09 «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности…» государство в общем-то упростило жизнь энергоаудиторов и усложнило ситуацию для потенциальных заказчиков энергоаудита. Дело в том, что раньше для оказания услуг в сфере энергоаудита юридическому лицу следовало обзавестись соответствующим сертификатом и аккредитацией. С 2010 года энергоаудитом могут заниматься как юридические, так и физические лица, состоящие в саморегулируемой организации (СРО) в области энергетического обследования. Какие квалификационные требования предъявляют СРО к своим участникам? Насколько строго будет осуществляеться внутренний контроль за выполнением формальных требований СРО? Эти и многие другие вопросы пока остаются без ответов.
 
Так или иначе, заказчик – будущий объект энергоаудита – при выборе исполнителя работ столкнется с классической дилеммой цена–качество. При этом разница в ценах может достигать порядковых величин. В первую очередь это объясняется наличием принципиально разных подходов к энергоаудиту, а значит – к результату работ, и лишь во вторую – рентабельностью и прочими экономическими факторами. 
 
Таким образом, заказчику предстоит сделать выбор – что ему нужно: энергетический паспорт для его последующей демонстрации контролирующим государственным органам или проработанная программа реального повышения энергоэффективности, реализация которой позволит минимизировать расходы энергоресурсов и снизить соответствующие издержки.
 
От выбора вида энергоаудита зависит и выбор энергоаудитора. Подавляющее большинство фирм, представленных на отечественном рынке энергоаудита, входят в одну из трех групп: компании, ориентированные на какую-либо отрасль (например, специализирующиеся на энергоаудите колбасных заводов) – как правило, созданные сотрудниками соответствующих отраслевых НИИ; компании, созданные производителями того или иного энергоэффективного или измерительного оборудования (предназначены в первую очередь для стимулирования продаж соответствующей техники); компании, владельцами которых являются аффилированные лица – руководители предприятий-заказчиков. Незначительная доля компаний, работающих на рынке энергоаудита, может компетентно выполнять энергетические обследования широкого спектра объектов. И лишь единицы из последней категории компаний могут не только выполнять энергетические обследования, но и внедрять предложенные в ходе энергоаудита энергосберегающие решения.
Какие советы можно дать заказчику? Как выбрать аудитора? Не так сложно, как может показаться! ЭСКМОДля этого надо: проверить квалификацию персонала (например, путем организации беседы между главным энергетиком предприятия и энергоаудиторами), посмотреть референс-лист, убедитесь в том, что аудиты проводились в разных отраслях или именно в вашей отрасли (желательно проверить сведения, указанные в референс-листе), изучите типовую программу повышения энергоэффективности (обратите особое внимание на экономические обоснования энергосберегающих мероприятий), проведите тендер и сравните технико-коммерческие предложения различных компаний.
 
Московская область выбирает частно-государственное партнерство
В Подмосковье функцию компании занимающейся внедрением инновационных технологий взяла на себя Энергосбытовая компания Московской области (ЭСКМО). ЭСКМО работает с каждым предприятием, отдельно выстраивая график отношений, выстраивала индивидуальную цену, индивидуальный профиль энергопотребления на оптовом рынке для того, чтобы минимизировать стоимость покупной электроэнергии.
 
Из-за мирового финкризиса потребление крупных промышленных предприятий в 2008-2010 годах резко упало. Финансовых возможностей своевременно платить за электроэнергию немного, часто руководитель предприятия находится перед дилеммой: выплатить людям зарплату либо заплатить за электроэнергию. ЭСКМОЕстественно, что при спаде электропотребления, неплатежах партнеров компании не готовы вкладываться в систему энергосбережения, есть попытки перекредитоваться за счет энергоснабжающей организации, войти в дискуссии по поводу модели ценообразования, которая никаких вопросов в докризисный период, когда все с финансами было нормально, не вызывала.
 
На решение этих "вновь возникающих" вопросов, конечно, приходится отвлекать больше сил, при этом на фоне резкого снижения энергопотребления экономический эффект компании от изначальной модели, которой она задумывалась, резко снизился.
 
Крупнейшие предприятия приняли на себя в полной мере удар кризиса: потребление по ним упало не на 5–10%, по крупнейшим предприятиям оно упало вдвое-втрое. Это значит, что если предприятие потребляло, например, 650 млн. кВт.ч в год, то сейчас стало потреблять 150–200 млн. кВт.ч, при том что сбытовая надбавка осталась та же, договорные условия остались те же, затраты на передачу электроэнергии остались те же, так как они считаются не от фактически потребленных величин, а от заявленных в начале года, а конечное количество денег сократилось точно так же в 2-3 раза.
Исходя из этого компанией ЭСКМО был выработан план антикризисных мероприятий. Главной логикой этого плана является то, что в этих условиях у компании ЭСКМО не остается другого выхода, кроме более агрессивной политики на рынке по подхвату других потребителей. 
 
"Мы, естественно, рассматриваем различные варианты развития бизнеса в области энергетического рынка, ведем переговоры с рядом администраций регионов Российской Федерации о реализации для них комплексных программ энергосбережения. Наша компания выступает как подрядчик, проводит аудит от договоров энергосбережения до аудита подрядчиков по основным процедурам и процессам, связанным с энергосбережением", - говорит гендиректор ОАО "ЭСКМО" Дмитрий Готлиб.
 
По его словам компания рассматривает и предлагает пилотные проекты внедрения новых процессов и процедур в энергетическом рынке – например, создание розничной биржи электроэнергии. 
"В чем выигрыш крупных промышленных предприятий при переходе на работу с вами?", - спрашивает Дмитрий Готлиб, - "первое, что наш партнер получает, – это индивидуальный подход. Для нашей компании совершенно исключено, чтобы в какой-то день ответственный сотрудник нашего предприятия-клиента не смог встретиться с любым из сотрудников компании, в том числе со мной, для решения каких-либо вопросов. Если есть необходимость, значит, эта встреча должна состояться именно в тот день и в тот час, в который это необходимо клиенту". 
 
По словам Готлиба, второе – это стоимость, естественно. Не секрет, что сбытовая надбавка гарантирующего поставщика включает в себя массу элементов: необходимость содержания территориально распределенных офисов, большого штата персонала. Сегодня сбытовая надбавка ЭСКМО для каждого клиента рассчитывается индивидуально, в зависимости от сложности процесса и может составлять менее 3 коп./кВт.ч, что зачастую в разы меньше, чем сбытовая надбавка гарантирующего поставщика на территории. 
 
Еще важный момент: в компании работают высокопрофессиональные люди, которые могут быстро провести аудит договоров, аудит самого процесса энергопотребления, энергоснабжения для выявления болезненных с точки зрения экономики факторов. Плюс – предложения по совместной работе в области энергоэффективности и энергосбережения.
 
Антон Павлов

смотрите также

показать больше статей