Дело Daimler: чиновники хранят молчание

По документам расследования коррупционного скандала с автоконцерном Daimler, российские чиновники получали взятки за контракты на поставку автомобилей. Однако обвиненные в коррупции равнодушно молчат.

06 Апреля 2010 12:40:59
автор: Тимофей Шадрин


Из сообщений ряда ведущих зарубежных и российских СМИ известно, что российские чиновники стали фигурантами коррупционного скандала и расследования, проведенного Министерством юстиции США в отношении автоконцерна Daimler AG.


Компания заплатит $185 млн министерству юстиции США за то, что в течение 10 лет давала взятки чиновникам в 22 странах мира, в том числе и в России. Но у каждого коррупционного скандала есть две виновных стороны. Какова же судьба российских чиновников получавших от Daimler взятки? По утверждению американской компании, за период с 2000 по 2005 годы в виде взяток в России она заплатила около €5,2 млн, пишет Forbes.


Российские органы правопорядка к признаниям  Daimler остались равнодушны. Между тем, почти все, что требуется для возбуждения уголовного дела, уже есть, утверждает юрист Алексей Навальный, — признания, доказательства, решение суда (американского), общественный резонанс, сообщения в СМИ.


В интервью «РСН» руководитель следственного управления СКП РФ по городу Москве Анатолий Багмет заявил, что «по законодательству, предприятие, которое дало взятку, либо которое вымогает взятку, должно написать заявление, тогда это лицо освобождается от уголовной ответственности». Представитель прокуратуры предложил российскому представителю Mercedes написать такое заявление.
 

Со своей стороны, генеральный директор компании Mercedes-Benz Russia Юрген Зауэр подтвердил в интервью «Газете.Ru», что представители компании действительно платили российским чиновникам за контракты на поставку автомобилей. «Тут бесполезно что-то отрицать. Все события, описанные в судебных документах, имели место. Это факт», – сказал Зауэр.

Глава российского подразделения ведущего производителя автомобилей сегмента «премиум» подтвердил готовность сотрудничества с российскими правоохранительными органами в расследовании фактов взяточничества. Однако это возможно при условии «если спецслужбы заинтересуются этим делом». 
В качестве получателей взяток в документах Департамента юстиции США значатся российское МВД, Министерство обороны, «Гараж особого назначения» (входит в состав Федеральной службы охраны), компании «Доринвест» и «Машиноимпорт», а также мэрии Уфы и Нового Уренгоя. Администрация Нового Уренгоя отрицает факт приобретения автомобилей Mercedes и Unomog, все прочие перечисленные организации хранят молчание, пишет Финнам.авто.ру. Откреститься от Mercedes почему-то поспешило Управление делами президента РФ, которое американцы и не упоминали. 

Судя по всему, в России «дело Daimler» продолжения иметь не будет. Ведь принцип российских чиновников – «молчание – золото». Высокие  слова с трибун о борьбе с коррупцией и конкретные расследования - вещи в нашей стране несовместные. Тем не менее, практика откатов при госзакупках (и на федеральном, и на региональном уровне) известна всем, кто сталкивался с этой системой. 

 «За последние годы достоянием общественности стали сразу несколько крупных коррупционных скандалов с участием международных компаний. Достаточно вспомнить подозрения немецких правоохранительных органов в том, что компания Siemens предоставляла откаты российским чиновникам при заключении контрактов на продажу телекоммуникационного оборудования, или скандал с мздоимством при подключении магазинов IKEA к энергетическим сетям в Питере, - говорит депутат Государственной думы, председатель Общественного антикоррупционного комитета Антон Беляков.-  Особенность этих скандалов в том, что под давлением властей западных стран руководство корпораций привлекает к ответственности своих менеджеров, уличенных в даче взяток, а российские чиновники в большинстве случаев остаются безнаказанными».

«Таким образом, коррупционные разоблачения внутри западных компаний не идут дальше внутрикорпоративных разборок. Очевидно, что ни о какой эффективной борьбе с коррупцией не может быть и речи, пока следственные органы не начнут расследовать каждый подобный случай, выявлять и наказывать чиновников, замешанных в этих скандалах», - считает депутат. 
 

- В США есть такая штука - Foreign Corrupt Practices Act, по которому граждане США и американские компании могут преследоваться за коррупционные деяния за пределами США, пишет в своем блоге юрист Алексей Навальный. - Проще говоря, если американец дал взятку нашему гаишнику, то в США его могут посадить на пять лет, даже если в России всем на это наплевать. Это весьма строго. Как объяснили мне знающие люди - если есть серьезные подозрения в зарубежной коррупции, то в компанию высаживается десант из 150 юристов из американского Минюста, и всем становится понятно: посадки будут. А что же у нас? Полное благостное молчание. Ни одно официальное лицо не прокомментировало происходящее. Напоминаю всем, что прокурор имеет право дать поручение о возбуждении уголовного дела, на основании публикаций в СМИ. Но, видимо, наши прокуроры газет не читают. Оттого и тишина».

Справка:  Daimler является вторым в мире после BMW крупнейшим производителем автомобилей класса люкс. В 2009 году концерн, производящий также и грузовики, выпустил 1,6 миллиона автомобилей.
 

Тимофей Шадрин

 

смотрите также

показать больше статей